Retail Life!

Закон о торговле: что изменилось?

Ответ дает Денис Косенков, управляющий партнер «Gaffer & Gaffer»

Поправки в законе о торговле (речь идет о федеральном законе № 273-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменение в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») принесли ряд изменений как для торговых сетей, так и для поставщиков:

Во-первых, изменено понятие «торговая сеть». Теперь под ней понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц. Также к торговой сети относятся два и более торговых объекта, которые имеют общую вывеску, название, брендинг или иное средство индивидуализации.

Во-вторых, введено понятие «услуга по продвижению товаров». Это услуги, которые сеть оказывает поставщикам продовольственных товаров с целью продвижения какого-либо товара. Помимо услуг по продвижению товаров торговые сети вправе на основании договора возмездного оказания услуг оказывать поставщикам логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров, иные подобные услуги.

В-третьих, теперь совокупный размер вознаграждения торговой сети со стороны поставщика не может превышать пяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Таким образом предельный размер вознаграждений сократился с десяти до пяти процентов. При расчете не учитывается НДС, а также сумма акциза (в отношении подакцизных продовольственных товаров).

В-четвертых, введено понятие совокупный размер вознаграждения. Соответственно, вознаграждение исчисляется общим итогом по всем основаниям, предусмотренным в договоре между сетью и поставщиком.

На данный пункт обращает особое внимание Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Антимонопольная служба дала следующие разъяснения:

А) ФАС определила две составляющие вознаграждения: вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. Причем вознаграждение за приобретение определенного количества товаров может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров. А плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров  должна быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

В) ФАС также отмечает, в случае если какая-либо услуга по продвижению товаров оказывается в одинаковом объеме нескольким поставщикам, то торговая сеть обязана нести равные затраты, соответственно устанавливая одинаковые цены на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети.  «Установление дискриминационных условий» — так называется нарушение этого правила. Единственным основанием для установления вознаграждения в зависимости от объема товарооборота между поставщиком и покупателем является вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров.

С) Нарушением будет признаны и иные случаи дискриминационных условий сетей в отношении поставщиков. Так, например, принятие продовольственного товара у одного поставщика при отсутствии документов и отказ от принятия товара от другого поставщика (в том числе при не предоставлении документов, подтверждающих нахождение товара в законном обороте) при прочих равных условиях может рассматриваться в качестве нарушения. Такие действия, по мнению ФАС, свидетельствуют об установлении неравных условий для разных поставщиков.

Таким образом, ФАС с учетом конкретных обстоятельств может признать нарушением законодательства как условия договора, так и фактические действия торговой сети, свидетельствующие о предпочтении одному поставщику перед другим.

В-пятых, расширена сфера действия девятой статьи закона о торговле. В частности, теперь торговой сети запрещается:

— взимать плату за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые магазины сети;

— взимать плату за изменение ассортимента продовольственных товаров;

— возмещать расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода прав собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

— возмещать расходы, не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

Отметим, при установлении приведенных выше нарушений ФАС возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

Оставьте ответ