Retail Life

Брянская область: Киоски должны быть для удобства покупателей

#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life

Остановить падение несетевой розницы – главный вызов, который стоит перед всеми регионами России. На сегодняшний день малые форматы торговли находятся под сильным административным гнетом. Исправить ситуацию возможно государственным регулированием. Сегодня принятия законопроекта от Минпромторга по малым форматам торговли, призванного облегчить участь бизнеса и дать возможность ему развиваться, ждут многие регионы России. В частности, Брянская область выступила с инициативой поддержки законопроекта по нестационарным торговым объектам (НТО). Там предлагают давать добросовестным предпринимателям, владельцам НТО, преференции в виде продления договоров на НТО без проведения конкурентных процедур.
Почему Брянская область заступается за киоски, когда в столице с ними ведут борьбу, в чем важность ярмарочной торговли, а также как налаживается диалог между местными производителями и сетевой розницей обсуждаем с Галиной Пугачевой, руководителем управления потребительского рынка Брянской области.
Сложно ли местным сельхозтоваропроизводителям реализовывать продукцию в торговых сетях?

Практически весь ассортимент вырабатываемой в области продукции, представлен в магазинах региона. Торговые форматы, в том числе торговые сети, в настоящее время сотрудничают с нашими основными предприятиями.

В частности, товары местных производителей в розничной сети насчитывают от 20 до 120 наименований мясопродуктов и колбасных изделий, от 5 до 50 молока и молокопродуктов, от 5 до 70 хлеба и булочных изделий, от 4 до 20 пива и алкогольной продукции, от 7 до 50 кондитерских изделий.

Всего в агропромышленном комплексе Брянской области насчитывается более 700 сельхозтоваропроизводителей, 241 тыс. личных подсобных хозяйств и 289 предприятий перерабатывающей промышленности.  

— Насколько широко представлены местные производители в регионе в федеральных, региональных сетях и т.д.?

— В региональных торговых сетях, таких как «Журавли», «Корица», «Свенская ярмарка», «Атлас», «Варяг», «Фрегат», «Меркурий» и других, постоянно представлена продукция более 40 местных производителей.

В федеральных торговых сетях, в частности в гипермаркетах «Линия», «Лента», «Европа», в магазинах и супермаркетах «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» реализуют свою продукцию от 20 до 30 местных производителей.

В гипермаркете «Метро» международной торговой сети представлена продукция 15-и брянских производителей.

Как поддерживаете эту цепочку?

— Нам важно поддержать наше местное производство, так как это и рабочие места, и занятость граждан, и их созидательный труд. Поэтому управлением потребительского рынка Брянской области проводится ряд мероприятий для налаживания диалога между производителями и торговыми сетями. В частности, при открытии в области новой торговой сети, как региональной, так и федеральной, организовываем рабочие встречи представителей компаний с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области для проработки вопросов сотрудничества в части поставки продукции.

Также, в нашем регионе проводим работу по привлечению сельхозпроизводителей, представителей фермерских хозяйств, предприятий перерабатывающей промышленности к торговле на рынках и ярмарках. Причем этим категориям, как и гражданам, реализующим продукцию с личных подворий, установлены льготы по оплате за торговое место.

Фото: Пресс-служба управления потребительского рынка Брянской области

 

— Как часто проводите ярмарки? Они сезонные? И насколько их любят жители области?

Ярмарки организовываются с июня по ноябрь. Например, в июне 2017 года проведен Международный фестиваль «Славянское единство-2017» в городе Клинцы. В июле — ярмарка «День производителей Брянского региона», по результатам которой с торговой сетью «Лента» были заключены контракты на поставку детского питания порядка 30 наименований от ОАО «Брянский гормолзавод» и рыбной продукции от местных переработчиков.

Традиционные ярмарки региона: «День поля», «Свенская ярмарка», «Яблочный спас», «Медовая ярмарка» — это мероприятия, ежегодно получающие широкий отклик от покупателей. Яблоки, груши, всевозможные ягоды, овощи – все это на ярмарках отличного качества и намного дешевле, чем иностранная аналогичная продукция.

Не так давно, 2 марта 2018 года было проведено уже полюбившееся жителям области мероприятие — «День производителей Брянского региона». Производители представили свою продукцию в гипермаркете «Линия-1».

Хотелось бы отметить, ритейлеры понимают, что в Брянской области востребована рыбная, мясная, молочная продукция, кондитерские и хлебобулочные изделия, произведенные в регионе.

Есть ли в регионе законодательные меры поддержки продукции местных производителей на полках сетей?

— Таких законов нет, да и быть не может, так как это напрямую бы противоречило действию 135-ФЗ «О защите конкуренции». Конкурентные условия в соответствии с федеральным законодательством должны быть одинаковыми для всех игроков рынка, поэтому использовать административный ресурс для продвижения в торговые сети производителя или поставщика, даже если он и находится на территории региона, мы не можем.

— Какой процент продукции на полке супермаркета должен быть от региональных производителей?

— В настоящее время в регионе удельный вес реализации местных товаров в соответствующей товарной группе составляет: мясопродукты — 40 – 90 %, хлеб и хлебобулочные изделия — 90 – 95 %, молочная продукция — 45 – 75 %, безалкогольные напитки — 20 – 70 %, мучные кондитерские изделия — до 50 %, алкогольные напитки — от 5 до 50 %.

Считаю, что на полках супермаркетов удельный вес местной продукции должен быть не менее уже достигнутых результатов, а в идеале 100 % — представленность отечественной продукции в торговых сетях области.

— Как выстроена работа по ярмаркам и розничным рынкам в Брянской области? Какой торговый формат наиболее востребован жителями региона?

В Брянской области функционируют 49 постоянно действующих ярмарок и розничных рынков, на которых более 8,5 тысяч торговых мест выделено для реализации продовольственных товаров и сельхозпродукции. Эти места предоставляются сельхозпроизводителям на льготных условиях, а ЛПХ зачастую вообще освобождаются от сбора за торговое место. Торговля на этих площадках осуществляется ежедневно. Здесь всегда представлена продукция, выращенная в нашем регионе.

Традиционно, летом и осенью в области в дополнение к постоянно действующим ярмаркам, организуются ярмарки выходного дня.

Так, с 12 августа по 28 октября 2017 г. на территории области были организованы и проведены ярмарки выходного дня на 82 торговых площадках, которые располагались в местах с наибольшим покупательским трафиком, максимально приближены к жилым массивам, в шаговой доступности от покупателей. По просьбам жителей на территории города Брянска ярмарки были продлены до 2 декабря.

Отмечу, что ярмарки – действенный фактор для оптимизации и сдерживания розничных цен. В частности, ярмарки позволили снизить цены на картофель и плодоовощную продукцию. Так килограмм картофеля стоил 7 -15 рублей, свеклы 8-25 рублей, морковь 5-25 рублей, капуста 6-20 рублей, зерно 5-10 рублей, томаты 50-125 рублей, огурцы 47-80 рублей.

Результаты работы ярмарок и рынков есть, например, в 2017 году по сравнению с 2016 годом реализация картофеля увеличилась в 2,2 раза, свеклы в 3,3 раза, моркови в 3 раза, капусты в 2,5 раза, лука в 1,3 раза, зерна в 2,6 раз.

Ярмарки и розничные рынки являются жизненно важным и востребованным каналом сбыта продукции для малых и средних производителей.

Фото: Пресс-служба управления потребительского рынка Брянской области
Каким образом местный производитель получает доступ на рынок, на ярмарки с целью реализации своей продукции?

— Местные фермеры беспрепятственно получают доступ на ярмарки и рынки Брянской области. На ярмарках выходного дня торговые места и сельхозтоваропроизводителям, и гражданам, реализующим продукцию с личных подсобных хозяйств, предоставляются бесплатно.

Конечно, мелкому фермеру сложно попасть в торговую сеть, и единственный выход для него — это рынки и ярмарки. На данном этапе решаем этот вопрос с помощью развития кооперации фермеров.

В 2017 году в нашей области создано семь сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе три перерабатывающих, три снабженческо-сбытовых и один обслуживающий. Их деятельность направлена на оказание помощи членам кооперативов (КФХ и ЛПХ) в производстве и реализации продукции.

— Как контролируется качество местной продукции? Или поддерживаете абсолютно всех производителей области?

— У нас нет функций проведения контрольных мероприятий. Но, если возникают какие-либо жалобы от жителей на некачественную продукцию, мы все заявления передаем в Роспотребнадзор. И требуем предоставить ответ на эти обращения.

В регионе проводится много исследований по качеству продукции. В частности, продукция всех молочных комбинатов контролируются ежеквартально. Иногда выявляется несоответствие, например, использование пальмового масла. Отмечу, что такие нарушения выявляются не только у брянских производителей, но и в продукции других регионов.

— Что хотелось бы усовершенствовать в торговых форматах?

— Ждем принятия законопроекта по нестационарным торговым объектам (НТО). Дело в том, что сегодня к нам поступает большое количество обращений от местных предпринимателей по вопросам продления договоров на НТО без проведения конкурентных процедур. Напомню, что в настоящее время в городе Брянске размещение НТО осуществляется путем проведения открытых аукционов.

Считаю, что для малого бизнеса, а именно для добросовестных предпринимателей, необходимо предоставлять преференции. Это станет возможным после внесения соответствующих изменений в законодательство на федеральном уровне. Минпромторг России уже подготовил соответствующий законопроект («О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли), однако он проходит согласования более года и до настоящего времени не принят. Изменения в законодательстве снизят социальную напряженность в данном вопросе.
В Брянске достаточно торговых площадей, в том числе торговых сетей, но поддержка малого бизнеса должна быть. Это и рабочие места, и налоговые поступления в бюджет области.

Зачастую киоски очень удобны для потребителей, так как тратить 30-40 минут на сетевой магазин или магазин шаговой доступности жалко, удобнее совершить мелкую покупку в киоске. Более того, когда киоски и павильоны демонтировались с тех мест, где не вписывались в архитектуру города, нам поступали жалобы от жителей и предпринимателей. Этот формат торговли должен быть для удобства покупателей.

Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!

Оставьте ответ