Пензенская область: Местные производители нацелены на работу с разными форматами торговли
#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life
Пензенская область сегодня – это сильнейший аграрный регион, который полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Более того, пензенская продукция широко представлена во многих регионах России, в странах СНГ, а также в десятке стран дальнего зарубежья. Бековские сладости, мокшанский мед, сыры из Нижнего Ломова, мясо индейки и многое другое – эти продукты просят привезти из Пензы даже в Москву. Уникален опыт региона в продвижении местной продукции на полки розничных федеральных гигантов, а также в развитии формата ярмарочной торговли. Эти и другие вопросы потребительского рынка региона обсудили с Андреем Бурлаковым, заместителем председателя правительства — министром сельского хозяйства Пензенской области.
— Какова структура торговли Пензенской области?
— Торговлю области представляют более 11 тысяч предприятий, в том числе: 9698 стационарных объектов, 1858 нестационарных объектов. Перечень товаропроизводителей, а это предприятия малого и среднего бизнеса, достаточно широкий. Более 180 поставщиков поставляют свою продукцию в предприятия торговли Пензенской области.
— Какие тенденции в развитии потребительского рынка региона за последний год вы видите?
— Одно из приоритетных направлений области — развитие экспортной составляющей. Все больше местных товаропроизводителей не только появляются на полках торговых сетей федерального уровня, но и завоевывают рынки за рубежом.
Отмечу, что Пензенская область полностью обеспечивает себя основными продуктами питания, производя гораздо больше продукции, чем потребляет. Пензенская продукция поставляется во все субъекты Российской Федерации, во все страны СНГ и в 12 стран дальнего зарубежья. Так, сахар экспортируется в Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, макаронные изделия представлены в Беларуси, Казахстане. Наш регион успешно работает по экспорту мяса птицы — ГК «Дамате» имеет разрешение на поставку продукции в страны Евросоюза, Сербию, Вьетнам, Гонконг, страны Западной Африки, ОАЭ.
— Что делаете для продвижения продукции местных производителей на полках супермаркетов?
— Ежегодно под патронажем губернатора организуем крупную презентацию на большой площадке местной продукции и приглашаем к участию представителей сетей, работающих на территории региона. Цель простая – рассказать о местном производителе сетевым форматам торговли. И стоит отметить, успехи есть. Ежегодно увеличивается количество заключенных договоров.
Представители торговых сетей имеют возможность детально изучить и оценить и местную продукцию, и самого производителя. В рамках такого мероприятия мы организуем переговорные площадки, где сетевики представляют и обозначают условия работы с производителями.
Кроме того, обязательно в данном мероприятии принимают участие современные специалисты в области маркетинга, которые проводят для наших товаропроизводителей мастер-классы по поводу того, как продвинуть свой товар, чтобы он оказался и занял достойное место на торговой полке, уделяя внимание и работе с качеством товара, с упаковкой и его рекламной кампанией.
— Какие проблемы вы видите в развитии различных форматов торговли в регионе (федеральные сети, региональный сетевой ритейл, малые и традиционные форматы торговли)?
— Мы нацеливаем наших местных производителей к работе с разными форматами торговли и готовы помочь выбрать наиболее подходящий формат для каждого субъекта агробизнеса.
Крупные товаропроизводители законтрактованы с федеральными сетевыми компаниями, тем не менее, широко представлены и в ритейле регионального уровня, охотно принимают участие в презентационной ярмарочной торговле.
Малый и средний агробизнес, не имея порой возможности сразу выйти на полку в сети, рассматривает для себя, и мы это поддерживаем, вариант создания собственных торговых точек сбыта своей продукции, реализуют свой товар на ярмарках. Есть примеры, когда, начиная с таких азов развития продвижения своей продукции, товаропроизводителей замечают сетевики и договариваются о сотрудничестве.
Приятно отметить, что в нашем регионе мы находим правильный диалог с сетями всех уровней и те, в свою очередь, идут навстречу нашим производителям, рассматривая разные варианты и условия поставок.
— Как вы выстраиваете диалог со всеми участниками рынка розничной торговли? Есть ли проблемы у поставщиков во взаимодействии с федеральными сетями?
— Мы работаем посредством постоянного взаимодействия, организуем совместные мероприятия, решаем совместно вопросы продвижения нашей местной продукции, проводим встречи, на которые приглашаем сети, агробизнес.
Летом 2016 года в регионе стартовал проект «фермерские уголки», посредством которого местные сельхозтоваропроизводители реализуют свой товар на небольших площадях, расположенных в торговых сетях федерального, регионального уровней. Региональному Минсельхозу удалось договориться о сотрудничестве с руководством сети «Магнит» о выделении подобных площадей для малых форм хозяйствования. Проект «фермерские уголки» получил высокую оценку Министерства сельского хозяйства России.
«Фермерские уголки» — это решение вопросов сбыта продукции для малых форм хозяйствования, новый канал реализации. Сегодня все больше товаропроизводителей готовы участвовать в данном проекте. Товаропроизводители и представители торговых сетей готовы к диалогу, ведутся переговоры, налаживаются долгосрочные контакты. Со своей стороны, мы продолжаем переговоры о дальнейшем сотрудничестве с руководством сети магазинов «Магнит», подтягиваем к этому формату и другие сети.
Успешным можно назвать и пензенский проект «Деревенька» — магазин фермерских товаров, расположенный на площадях одного из крупных торговых центров города Пензы. При создании фермерского магазина уделили внимание не только широкой представленности всего ассортимента местной фермерской продукции, но и атмосфере, здесь соответствующий интерьер, подчеркивающий, что продукция на полках местная, качественная, безопасная, фермерская. «Деревенька» работает с сельхозтоваропроизводителями практически всех районов Пензенской области.
Продвижению продукции на торговой полке способствует и проведение на территории Пензенской области акции «Выбирай пензенское – держи марку», с визуальным выделением данной зоны (определенного цвета ценники, стикеры, баннеры и др.). Акция направлена на широкое информирование населения о производимых в Пензенской области товарах и услугах, привлечение внимания к продукции местных товаропроизводителей. Результаты проведения акции позволили создать 53 брендовых магазина и 14 отделов, где реализуется продукция пензенских товаропроизводителей.
— Какие успешные практики в работе региональной сетевой торговли вы можете привести?
— Здесь хотелось бы отметить именно работу регионального ритейла, который нацелен на партнерство при реализации местной продукции, безусловно, конкуренция у нас есть, присутствуют и товары других производителей. И это правильно, так как у потребителя должен быть выбор, каждый выбирает по своим вкусовым предпочтениям.
Региональные сетевые компании оценивают пензенскую продукцию как продукцию высокого качества. Приятно отметить, что налажена работа нашего профильного управления развития потребительского рынка с менеджментом сетевых компаний. Бывают случаи, когда сетевики обращаются к нам за помощью найти им пензенских производителей по той или иной товарной группе. Мы помогаем и остается только договориться по основным условиям и объемам поставок продукции.
Также мы организуем встречи, когда сами производители просят им помочь войти в сеть. Находим компромиссные решения и в таких ситуациях.
Кроме того, хотелось бы отметить, что региональные сети охотно устраивают акции для горожан именно по местной продукции, представляя возможности приобрести тот или иной товар по более доступным ценам.
Региональный ритейл устраивает и праздничные мероприятия. Так, торговая сеть «Караван» проводит мероприятие «Праздник Урожая». В рамках «Праздника урожая» представлена и проведена дегустация продукции пензенских товаропроизводителей, реализуемой в торговых центрах сети.
— Насколько широко представлены местные производители в регионе в федеральных, региональных сетях?
— На 1 января 2018 года розничные сети заключили 459 договора на поставку продукции пензенских товаропроизводителей. При этом в прошлом году это цифра составляла 420. На торговых полках магазинов города и области широко представлены: до 120 наименований кондитерских изделий, до 30 наименований хлебобулочных изделий, до 12 наименований макаронных изделий, до 40 видов молочной продукции, до 70 наименований колбасных изделий, а также картофель, овощи, яблоки, мед и другие товарные группы.
Отмечу, что потенциал региона более широкий. В области имеется богатый земельный ресурс, эти земли сейчас активно вводятся в оборот, с ними работают сельхозтоваропроизводители и это та земля, которая даст области дополнительные объемы урожая.
— Ведут ли свою работу ярмарки, розничные и сельскохозяйственные рынки& Какой торговый формат наиболее востребован жителями региона?
— Для поддержки отечественного товаропроизводителя и увеличения продаж в регионе действует 92 ярмарки всех форматов, из них 19 ярмарок в Пензе. За 2017 год оборот торговли на ярмарках составил 9,4 млрд рублей.
Стоит отметить, что ярмарочная торговля с каждым годом становится более цивилизованной и все больше горожан и жителей области приезжают за товаром именно на ярмарку. Многие потребители, ранее отдававшие предпочтение продуктам в магазинах, изменили свои взгляды и ходят на ярмарки. Возможно, здесь сыграли свою роль и современные тенденции, когда стало модным приобретать фермерский товар, не промышленного производства. У производителей на ярмарках формируется своя база клиентов, многие из них перешли к работе, доставляя клиентам товар на заказ. Таким образом, ярмарки у нас активно развиваются.
-На каких условиях местный производитель может получить доступ на ярмарку с целью реализации своей продукции?
— Участие в ярмарках у нас бесплатное. Товаропроизводители охотно участвуют особенно в сезонных ярмарках, так как это возможность для них реализовать полученный урожай, а для населения – возможность сделать необходимые продуктовые заготовки по доступным ценам.
— Как выстраивается работа по импортозамещению в регионе?
— Если говорить об импортозамещении и работе власти в данном направлении, то можно сказать, что сейчас уже в регионе говорят не об импортозамещении, а о наращивании объемов производства местной продукции и расширении рынков сбыта. Защита внутреннего рынка – это всегда хорошо. Санкции – это здоровый и правильный ответ государства на складывающуюся политическую ситуацию. Стоит отметить, что, несмотря на эти действия, в стране, и у нас в области, торговые полки не опустели, цены не выросли заоблачно, эти действия, санкции, стимулировали наших сельскохозяйственных товаропроизводителей, дали определенный толчок росту производства. Как результат – предприятия стали увеличивать объемы, инвестировать в новые сферы, приступили к модернизации производства.
Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!