Одной из ключевых тенденций российского рынка ритейла является развитие многоформатной торговли. Сегодня Минпромторг особое внимание уделяет развитию малого торгового бизнеса, так как он находится в достаточно сложной ситуации, в том числе из-за административного давления. В частности в июле 2019 года в правительство внесен законопроект о снижении регуляторной нагрузки для малых и средних торговых организаций. Об этих и других законодательных инициативах Retail Week рассказал статс-секретарь и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.
Как вы можете охарактеризовать уровень развития и динамику российского рынка розничной торговли?
Оборот розничной торговли демонстрирует положительную динамику, за 3 квартала текущего года рост составил около 1,5%. Сегодня потребительский рынок – это 1 млн торговых объектов, 0,5 млн объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом инфраструктура торговли в полном объеме не сформирована. Обеспеченность населения торговыми площадями в России составляет порядка 830 кв. м на 1000 человек, что значительно меньше, чем во многих развитых странах. Есть еще куда расти. Потенциал у отрасли огромный.
Какие направления и проблемы в сфере торговли сегодня требуют регулирования со стороны государства?
Как я уже сказал, важно отметить значительный потенциал отрасли, который еще предстоит использовать в грядущие годы. Раскрытию этого потенциала будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства. Задача органов исполнительной власти, ответственных за развитие отрасти, состоит в том, чтобы не препятствовать нормальному развитию всех форматов торговли.
Прежде всего необходимо устранить препятствия для развития малых торговых форматов – розничных рынков, нестационарной и мобильной торговли. Чем больше разнообразных торговых объектов, чем больше операторов этих объектов, чем выше конкуренция, тем лучше всем – и предпринимателям, и потребителям. Каждый новый магазин, рынок, киоск – это повышение комфорта для покупателей, рост количества и качества товаров, снижение цен.
Необходимо развивать все форматы торговли, не ущемляя ни один из них. В таком случае рынок выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами исходя из того, что потребителю требуется все их многообразие, а не какой-то один из них. Таким образом, многоформатная торговля и комфортная потребительская среда должны обеспечить возможность потребителю воспользоваться всем многообразием предложения как товаров, так и торгового обслуживания. Соответственно, этот тренд влечет за собой развитие всех сегментов производства, ориентированных на сбыт через те или иные форматы торговли.
Минпромторг России как государственный регулятор в рамках своей компетенции создает условия для формирования комфортной и конкурентной среды в сфере торговли на федеральном уровне. В настоящее время особое внимание уделяется развитию малых форматов торговли, так как сейчас малый торговый бизнес в достаточно сложной ситуации, в том числе из-за административного давления. Малые форматы торговли являются зачастую единственными гарантированными каналами сбыта для местных производителей. Также они создают комфортную потребительскую среду, так как позволяют гражданам приобретать повседневные товары в непосредственной близости от дома или работы. В этой связи Минпромторгом России разработаны законодательные инициативы, направленные на совершенствование регулирования торговли с помощью мобильных и нестационарных торговых объектов, на розничных рынках.
Недостаточная развитость торговой инфраструктуры связана также с дефицитом качественных торговых площадей на рынке стрит-ритейла, который является наследием советской и начальной постсоветской застройки, не предусматривавшей размещение объектов торговли на первых этажах зданий. В российских городах стрит-ритейл как формат торговли практически отсутствует. Только в исторических кварталах городов есть помещения, отвечающие требованиям стрит-ритейла.
Дефицит стрит-ритейла ощущается во всех городах без исключения. Особенно это касается небольших помещений площадью 10, 20, 30 и до 100 кв. м, которые наиболее востребованы у малого бизнеса. Ему приходится сталкиваться с проблемами неудобной планировки, нехватки электроэнергии, плохой вентиляции, отсутствия витрин. Магазины и кафе вынуждены располагаться: в пристроенных помещениях, подвалах, переделанных квартирах на первых этажах домов.
Вопросы развития стрит-ритейла мы отразили в методических рекомендациях, которые в этом году утвердили приказом и отправили в регионы и муниципалитеты. Реализация этих рекомендаций будет способствовать росту числа объектов стрит-ритейла и созданию комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Ознакомиться с документом вы можете на сайте нашего Министерства.
Известно, что Министерство готовит новую стратегию развития торговли в Российской Федерации. Что уже сделано?
В этом году мы подготовили проект новой стратегии развития торговли в России. Действующая редакция рассчитана до 2020 года, новая будет до 2025 года. В проекте стратегии отражены предпосылки формирования потребительского рынка настоящего времени, проанализировано его состояние и определены основные направления дальнейшего развития. Стратегия продолжает вектор госполитики в сфере торговли, которая формируется нашим Министерством.
Цель стратегии – формирование комфортной среды для граждан, производителей товаров и субъектов торговой деятельности. Особая роль отводится де-регулированию торговой отрасли, устранению административных барьеров. В стратегии подробно рассматриваются вопросы развития и взаимодействия различных форматов торговли – торговых сетей и малого торгового бизнеса, развития несетевых магазинов, автоматизированной, нестационарной, мобильной торговли, розничных и оптовых рынков, ярмарок, электронной торговли.
Мы постарались изложить стратегию в простой и доступной форме и будем стараться сохранить этот живой стиль вплоть до утверждения документа правительством. Сейчас со стратегией можно ознакомится на официальном портале, где публикуются документы стратегического планирования. После всех процедур внесем документ в Правительство РФ.
Поправки к закону «О торговле», которые ограничили размеры бонусов розничным сетям и сроки оплаты товара поставщикам, остаются предметом спора чиновников и экспертов рынка. Планируются ли здесь какие-либо изменения? Какие еще инициативы по поддержке ритейлеров планируются в ближайшем будущем?
Сейчас в России законодательное регулирование торговли основывается на множестве запретов. При этом положения закона применяются ко всем субъектам торговли вне зависимости от их положения на рынке. Из-за таких ограничений, к примеру, не могут нормально развиваться франчайзинговые проекты торговых сетей. Как известно, франчайзинг отличают единые стандарты работы, а также бизнес-процессы. Однако закон и здесь вмешивается во внутренние отношения ритейлеров. Бизнес-партнеры при наличии всех возможностей не могут выйти за рамки закона и установить для себя более выгодные условия сотрудничества, например, увеличивать сроки оплаты поставленного товара и выплачивать ретро-бонусы сверх 5 %.
Логика закона ясна, ужесточение законодательства изначально планировалось в целях усиления позиций производителей продуктов питания, в том числе отечественных сельхозтоваропроизводителей. Однако, когда по договору поставки поставщиком выступает сама торговая сеть, а контрагентом является ее франчайзи, закон устанавливает необоснованные препятствия, ограничивая действия сторон. Почему необоснованные? Потому что в случае с франчайзингом исключено какое-либо давление партнеров друг на друга.
В ноябре 2018 года состоялась содержательная встреча у вице-премьера Д.Н. Козака по вопросам торговли. По итогам Минпромторгу России поручено внести изменения в закон о торговле. И 26 июля текущего года мы внесли в Правительство Российской Федерации законопроект о снижении регуляторной нагрузки для малых и средних торговых организаций, к которым относятся и магазины франчайзинговых программ.
В то же время следует сказать, что гибко отрегулировать все тонкости отношений участников рынка – объективно невозможно. Любые изменения закона способны создать диссонанс во взаимоотношениях ритейлеров и поставщиков. Мы считаем, что частные случаи, конкретные претензии поставщика к организации торговли и наоборот не должны быть предметом законодательных инициатив. Они могут быть разрешены в рамках комиссии по применению «Кодекса добросовестных практик» (КДП) или на уровне отраслевых ассоциаций, если невозможно самостоятельное разрешение конфликта между контрагентами. Общеотраслевые проблемные вопросы должны обсуждаться внутри отрасли. В том числе в этих целях создана рабочая группа по развитию торговой деятельности в Российской Федерации при Минпромторге России.
Сегодня крупные поставщики и ритейлеры тоже это понимают и поддерживают развитие отрасли в сторону саморегулирования. От наличия конструктивного диалога между ними и умения договариваться зависит будущее потребительского рынка. Поэтому или принципы саморегулирования укоренятся в культуре договорных отношений между хозяйствующими субъектами, или, в противном случае, новые изменения в законе о торговле неизбежны.
В настоящее время есть оптимистичные подвижки в развитии саморегулирования. Во-первых, серьезно активизировалась деятельность комиссии по применению КДП. На ее заседаниях рассматриваются спорные вопросы применения КДП участниками рынка. Во-вторых, активную позицию по продвижению и внедрению в торговые сети принципов саморегулирования занимает АКОРТ. Значимыми партнерами в переговорном процессе являются многоотраслевые и отраслевые ассоциации (союзы) поставщиков.Таким образом, организован содержательный процесс установления договоренностей между торговыми сетями и поставщиками, заинтересованными в разрешении проблемных вопросов в формате В2В.
Результатом совместной деятельности государственных органов власти, комиссии, АКОРТ и отраслевых ассоциаций поставщиков стало снижение конфликтности среди участников рынка, что создает предпосылки для уменьшения государственного вмешательства в этот сектор экономики России.
Как вы оцениваете развитие и динамику российского рынка онлайн-торговли?
По данным Росстата, доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2018 году составила порядка 2%. По экспертным оценкам – в 2 раза больше. При разработке проекта раздела «Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года», посвященного электронной торговле, мы совместно с бизнес-сообществом обсуждали возможность достижения доли в 10% к 2025 году.
При этом мы говорим не о конкуренции форматов торговли, а об их симбиозе: интернет-торговля приводит людей в магазины (система click&collect, когда пункты выдачи заказов размещаются в торговых точках), и наоборот, в магазинах продавцы предлагают воспользоваться интернет-магазином для заказа нужного предмета, отсутствующего в торговом зале.
Какие инновации и ИТ-инструменты наиболее перспективны сегодня в ритейле?
По части применения передовых технологий в ритейле российская торговля не уступает крупнейшим мировым компаниям, а в каких-то моментах даже превосходит их. Разработок много. Это системы управления магазинами, аналитические инструменты по выкладке товара на базе искусственного интеллекта, решения по изучению и оценке трафика, применение инструментов виртуальной реальности и многое другое. Возможно, через несколько лет некоторые сегодняшние инновации так широко распространятся, что будут для нас обыденным делом.
Я призываю всех посещать ежегодный форум «Неделя российского ритейла», который проходит при организации и поддержке Минпромторга. Там всегда поднимаются самые актуальные вопросы в ритейле, в том числе касающиеся передовых технологий. И, конечно же, там вы познакомитесь с разработчиками новых уникальных решений для ритейла.