Сети и поставщики спорят о неустойках
Рост штрафов со стороны ритейлеров за нарушения договоров вынуждает поставщиков искать ответные меры. Третья по обороту сеть «Лента» сообщила в комиссию по применению Кодекса добросовестных практик (КДП) о контрагентах, которые оспаривают штрафы после истечения установленного срока, что затрудняет рассмотрение претензий, пишет газета «Коммерсантъ». Сети часто сами уведомляют о неустойках с задержкой и отводят на подачу жалобы только несколько дней, возражают поставщики.
С жалобой на действия поставщиков, которые оспаривают выставленные штрафы за пределами срока, предусмотренного договором, «Лента» обратилась в комиссию по применению КДП (регулирует отношения поставщиков и сетей на добровольной основе) в апреле 2019 года. Как следует из документа, выставляя неустойку за нарушения договора, сеть отправляет поставщику информацию о порядке расчета. Поставщики не предоставляют возражений в срок, и сеть зачитывает сумму штрафа в счет обязательства по оплате товара. Но через некоторое время поставщики направляют возражения и просят отменить неустойку. Это затрудняет рассмотрения претензий из-за утраты части доказательств, к примеру, переписки, и сеть вынуждена направлять значительные ресурсы на поиск и восстановление информации, говорится в протоколе. А возможная отмена штрафов требует корректировок финансовой отчетности. Как следует из протокола, комиссия признала практику недобросовестной.
«Лента» — третья по обороту розничная сеть в России после X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнита». Выручка компании в 2018 году выросла на 13,2% год к году, до 413,6 млрд руб. Основной владелец «Ленты» с долей 46,4% — «Севергрупп» Алексея Мордашова (занимает второе место в рейтинге Forbes с состоянием $18,7 млрд).
В «Ленте» заявили, что при получении возражений на штрафы от поставщиков разбирают каждую ситуацию индивидуально и принимают решения, «удовлетворяющие обе стороны». Но, говорит представитель сети, в последнее время участились случаи, когда поставщик направляет возражение только через шесть месяцев или даже полтора года. Подобная практика имеет тенденцию к распространению, подтверждает председатель президиума «Ассоциации компаний розничной торговли» (АКОРТ, объединяет X5, «Магнит», «Ленту», Auchan и др.) Сергей Беляков: «Вместо того чтобы навести порядок в своих отгрузках, недобросовестные поставщики прибегают к различным способам уклонения от выполнения своих обязательств в полном объеме».
В затягивании рассмотрения споров ни ритейл, ни поставщики не заинтересованы, утверждает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Но, отмечает он, важно чтобы и ритейл уведомлял поставщика о штрафах в разумный срок и с достаточными доказательствами, что происходит не всегда. Собеседник в крупной пищевой компании добавляет, что иногда на оспаривание штрафа у поставщика есть всего три-четыре дня и не все компании успевают среагировать. При этом, указывает он, штрафы удерживаются из дебиторской задолженности. Кроме того, по некоторым договорам поставки для освобождения от штрафов необходимо подтверждение форс-мажорных обстоятельств, что требует обращения в Торгово-промышленную палату и занимает значительное время, отмечает другой собеседник среди поставщиков.
Штрафные санкции стали одним из самых острых вопросов в отношениях поставщиков и сетей в последнее время. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин говорит, что выставление неустоек для ритейла фактически стало инструментом получения дополнительных доходов за счет поставщиков. В ряде случаев размер штрафа может достигать и 100% от стоимости всей партии товаров, и число претензий растет, продолжают собеседники из числа поставщиков. При этом штрафы можно выставить по любому поводу, а шансов на обжалование у поставщиков фактически нет, констатирует господин Небольсин.
Читать также: