Проблема контрафакта является глобальной. Так, по оценкам ВОЗ, ежегодно в мире продается
600 млрд шт. нелегальных сигарет, из которых 53 млрд шт. – в ЕС, от чего казна европейских стран
теряет ежегодно 11 млрд евро.
В нашей стране, по данным исследований компании Nielsen за 3 кв. 2018 г., которые привел на VI Международном Форуме «Антиконтрафакт-2018» Александр Мироненко, директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок Philip Morris Int. в России, объем нелегальной торговли сигаретной продукции достиг 8,4%. При этом отрасль теряет 20 млрд шт. сигарет, а бюджет – 50 млрд руб. в виде недополученных акцизов и НДС.
При этом предлагается взвешенное решение проблемы. Это, во-первых, планирование роста акцизов с оглядкой на другие страны союза и учетом разницы в ставках. Во-вторых, Александр Мироненко считает необходимым одновременное ужесточение санкций за производство нелегальной сигаретной продукции. Комплекс мер могло бы дополнить и введение минимальной цены на сигареты.
«По нашим расчетам, в 2018 году легальная пачка сигарет с фильтром не может стоить меньше 73-75 руб., а в следующем – с учетом роста акцизов – минимальная цена может вырасти до 81 руб. Тогда как сегодня на рынке есть продукция от 40 руб.», — отметил эксперт.
Если говорить о мерах борьбы с нелегальным оборотом, то уже первые 10 месяцев эксперимента
по маркировке табачных изделий показали высокую эффективность создаваемой системы,
которая обеспечивает реальную прослеживаемость. Наносимый на каждую пачку код является
уникальным, включает код проверки в системе, и его легко проверить с помощью любого
смартфона. Александр Мироненко считает принципиально важным, чтобы данная цифровая
система была функционально совместимой, т.е. могла быть интегрирована с другими цифровыми
системами, которые будут вводиться на территории других стран-членов ЕАЭС.
О проведении аналогичного эксперимента с маркировкой табачной продукции в Казахстане
рассказала Бикеш Курмангалиева, управляющий директор по ИКТ услугам АО «Казахтелеком»:
«Мы являемся оператором пилотного проекта маркировки табачных изделий, пилот стартовал в
октябре и продлится до марта. Сейчас линии настроены, мы протестировали оборудование, и
вскоре стартует маркировка первых пачек сигарет». В настоящее время в проект включены
производитель – компания «Джей ти Ай Казахстан», крупный дистрибутор «Мегаполис» и 8
розничных сетей. Характерно, что «Казахтелеком» является одновременно и оператором
фискальных данных, который обеспечит и гашение марок в рознице. Затем в октябре 2019 года –
вместе с созданием нормативно-правовой базы — планируется ввод системы маркировки в
промышленную эксплуатацию.