Искусственный интеллект зашел в ритейл
Ритейл с помощью искусственного интеллекта может прогнозировать спрос, улучшить логистику и внутренние процессы в магазине
За прошедший год искусственный интеллект (ИИ) решал многие задачи, в том числе в области ритейла, финтеха, образования, промышленности, логистики, туризма, маркетинга, медицины, строительства, спорта и даже экологии. Retail Life проанализировал основные тенденции развития ИИ в сфере ритейла.
Искусственный интеллект в рознице
Ритейл с помощью ИИ может прогнозировать спрос, улучшать логистику и внутренние процессы в магазине, формировать индивидуальные предложения для покупателей, рассказал IT-директор X5 Retail Group Фабрисио Гранжа.
Так, в сети «Перекресток» было внедрено машинное обучение для маркетинга. ИИ учитывает частоту и сумму покупок, стиль жизни, приемлемый уровень цен, любимые категории товаров, продолжает Гранжа. Такие знания увеличивают эффективность целевого маркетинга на 5% и сокращают расходы на коммуникации на 40%. Система уже сформировала персональные предложения для участников программы лояльности, и сегодня более 70% целевых акций создается с ее помощью. В результате проведенных мероприятий подготовка целевых предложений ускорилась в 7 раз.
Будущее ИИ в ритейле
Эксперты считают, что кассиры могут быть заменены либо роботами, либо кассами самообслуживания, которые уже были апробированы многими российскими торговыми сетями.
Специальные аппараты можно применять в околобухгалтерских специальностях, которые занимаются подсчетом и сортировкой наличных из кассовых ячеек. Больше нет нужды перемещать бумажные купюры, высыпать монеты – ящик из кассового аппарата вставляется прямо в систему, и такой стационарный робот автоматически пересчитывает наличность и отправляет информацию в ERP-систему.
Банковский искусственный интеллект
В баковской сфере ИИ был реализован в чат-ботах, которые помогали сотрудникам обслуживать клиентов. Также с помощью ИИ ускоряли выдачу кредитов, прогнозировали нужные объемы наличной валюты и собирали от клиентов обратную связь.
Например, «Сбербанк» развивал речевую аналитику, синтез речи, работу с естественным языком и текстом, «ВТБ» применял алгоритмы машинного обучения для управления рисками, «Альфа-Банк» предложил трейдерам торговых роботов, а «Модульбанк» объявил о планах создания виртуального сотрудника.
Искусственный интеллект и язык
Холдинг «Росэлектроника» (входит в «Ростех») интересуется работой с языком. Он создает лингвистический процессор, для того, чтобы компьютер «чувствовал» морфологию и синтаксис языка, понимал семантику текста. Получившийся продукт должен искать необходимые сведения, читать СМИ, анализировать большие массивы данных, систематизировать документооборот и статистическую информацию.
Помощь сельхозпроизводителям
Любой сельхозпроизводитель, сталкивающийся с дефицитом грамотных управленцев и агрономов, рано или поздно придет к идее использования искусственного интеллекта, уверен директор по развитию ExactFarming (IT-сервис управления сельским хозяйством) Егор Заикин. Но в ближайшие 15 лет полноценное использование возможно лишь там, где растения живут в контролируемых условиях. В открытом поле пока нельзя оцифровать все факторы, влияющие на урожай, а они нужны для полноценой работы ИИ, указывает Заикин.