Retail Life!

Аптеки начали сражение за продажи

Ассоциация аптечных сетей настроена идти к Мантурову, чтобы обсудить законопроект о продаже лекарств в магазинах

Фото: Е.Разумный/Ведомости

Ассоциация аптечных учреждений «Союзфарма» планирует просить главу Минпромторга Дениса Мантурова обсудить с представителями фармотрасли законопроект, разрешающий продажу безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах, сообщает «Ъ». По мнению представителей отрасли, принятие законопроекта не приведет к снижению цен на лекарства. При этом на полках могут появиться фальсифицированные препараты, так как надзорные органы не справятся с возросшим количеством зарегистрированных предприятий, реализующих фармпродукцию.

Отдельно «Союзфарма» указывает, что любое лекарство нуждается в соблюдении ряда требований к помещениям, оборудованию, условиям приема и хранения, а его продажу должны осуществлять только фармацевты или провизоры. В Минпромторге уверены, что у магазинов есть возможность обеспечить необходимые условия хранения лекарств.

Аптеки vs торговые сети

По словам Нелли Игнатьевой, исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), в законопроекте нет необходимости, потому что на сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрена норма, позволяющая при продаже безрецептурных лекарств открывать аптечный киоск при магазине торговой сети и работать в единых правовых нормах. Если законопроект примут, это приведет к тому, что у аптек не будет средств на поддержание на должном уровне ассортимента и цен на рецептурные лекарства. С одной стороны — будет дефицит на рецептурные препараты группы ЖНВЛП (жизненно-необходимые и важнейшие препараты), с другой – рост цен на остальные рецептурные препараты. Также аптеки частично будут закрываться, так как снизится маржинальность. Соответственно, останутся без работы многие провизоры, пояснила Игнатьева.

В то же время Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР), рассказал, что розничные сети никогда не выступали инициаторами внесения правок в законодательство. Инициатива родилась «сверху», ориентиром стал опыт стран Европы и США. «Конечно, в других странах перечень безрецептурных препаратов намного меньше, чем в России. Однако, дискуссия пока не ушла настолько далеко, чтобы продавать абсолютно все безрецептурные препараты в магазине», — уточнил он.

Напомним, что инициатива о продаже безрецептурных лекарств в продуктовых сетях появилась в 2008 году. С 2012 года ее курирует первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В 2014 году мы разрабатывали возможный перечень лекарств, который наиболее безвредный для населения, потому что лекарств безобидных в принципе не бывает, — рассказала Нелли Игнатьева, — тогда продуктовый ритейл от этого перечня отказался. Им нужен весь ассортимент». Торговые сети не скрывают лоббистских интересов простого зарабатывания денег на продажах лекарственных препаратов, резюмировала эксперт.

Сами сети готовы рассмотреть нововведение с экономической точки зрения. По словам Владимира Русанова, директора по работе со СМИ ГК «Дикси», в случае принятия законопроекта сеть обязательно изучит возможность предоставить покупателям дополнительный сервис по приобретению в магазинах безрецептурных лекарств и медицинских товаров. Если это будет экономически целесообразно и не повлечет дополнительной нагрузки на бизнес, то «Дикси» введет лекарства в ассортимент. Русанов отметил, что при этом важно учитывать, чтобы ассортимент лекарств, которые можно будет продавать в магазинах, не пересекался с ассортиментом аптек и аптечных пунктов, которые арендуют площади у «Дикси». Поэтому подход станет выборочным. В любом случае, возможность купить продукты и лекарства — это прежде всего удобство для покупателей, резюмировал Владимир Русанов.

Что будет с ценами на безрецептурные лекарства

Аптекари уверены, что нововведение в конечном счете не приведет к снижению цен на медпрепараты. Напротив, реакция будет противоположной. Цена на безрецептурные препараты в продуктовом ритейле может снизиться только на первоначальном этапе, далее цены в сетях вырастут, считает Нелли Игнатьева.  По ее словам, отдельные населенные пункты при этом могут остаться без рецептурных препаратов: там одна единственная аптека не выживет, ведь продукция аптеки нелекарственного ассортимента ограничена федеральным законом, и компенсировать уход безрецептурных препаратов просто нечем.

По словам Андрея Карпова, при увеличении участников на рынке увеличится конкуренция, которая и повлияет на снижение цен на безрецептурные лекарственные препараты. Во-первых, снижение цен произойдет за счет более низкой наценки в сетях, во-вторых, за счет снижения затрат на дистрибуцию — использование собственной логистики торговых сетей. Однако, не надо ожидать того, что потребитель переориентируется на торговые сети и перестанет ходить в аптеки. В нашей стране потребитель привык покупать лекарства в аптеках, нежели в магазинах. Поэтому последним придется постараться, прежде чем завоевать своего покупателя.

Отметим, законопроект о продаже лекарств в магазинах Минпромторг вынес на публичное обсуждение в конце 2017 года. Документ позволяет продавать определенную группу лекарственных безрецептурных препаратов на полках торговых сетей. По мнению представителей министерства, данное решение позволит «развить внутренний рынок фармацевтических товаров», а также повысить доступность (в том числе ценовую) лекарств за счет увеличения конкуренции.

Ранее Retail Life отмечал, что родуктовые ритейлеры готовы продавать лекарства на своих полках и некоторые из них уже открыли свои аптечные сети. В частности, первые аптеки открыла торговая сеть «Магнит». Есть сеть аптек при магазинах группы X5 Retail Group. По мнению ритейлеров, продажа определенного реестра лекарств в супермаркетах позволит увеличить доступность лекарственных препаратов для потребителей.

Оставьте ответ