Создаем «дорожную карту» для диалога ритейлеров и производителей, — Самарская область
#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life
Жители Самарской области заинтересованы в продукции местного производства на полках розничных сетей. Однако купить такую продукцию на деле не так-то просто: заключить контракт фермерам и небольшим производителям трудно. Впрочем, в ближайшем будущем должен появиться шанс найти общий язык с крупными сетями. Региональные власти готовы наладить диалог между продавцами и местными производителями. Поможет в этом «дорожная карта» по продвижению местной продукции на территории области на 2018-2020 годы. Часть мер, запланированных в документе, уже давно успешно опробированны в других регионах. Общую ситуацию на потребительском рынке Самарской области, а также планы по налаживанию взаимодействия производителей и розничных сетей обсудили с Михаилом Ждановым, первым заместителем министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
— Каково состояние потребительского рынка Самарской области?
— В настоящее время состояние потребительского рынка Самарской области в целом сохранило устойчивое и динамичное развитие с высоким уровнем конкуренции, что способствует росту качества обслуживания населения, более широкому ассортименту и полной прозрачности сектора. Это позволяет обеспечить население всеми видами продовольственных, промышленных товаров и различными видами бытовых услуг.
В январе-феврале 2018 года оборот розничной торговли региона составил 98,3 млрд. руб. с индексом физического объема 103,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В этом году мы ожидаем постепенную стабилизацию темпов оборота розничной торговли и их выход в зону положительных значений. В частности, учитывая проведение в текущем году чемпионата мира по футболу на территории Самарского региона, наша оценка розничного товарооборота по итогам года составляет 654,6 млрд. рублей с индексом физического объема к предыдущему году 102,1%.
Самарская область в феврале 2018 года заняла четвертое место среди регионов ПФО (Приволжский федеральный округ) по обороту розничной торговли и четвертое место по обороту розничной торговли в расчете на душу населения.
Отмечу, на Самарскую область приходится почти 12% товарооборота ПФО.
— Сколько людей в регионе заняты в сфере торговли? Какова среднестатистическая зарплата сотрудника в отрасли?
— В отрасли занято 13,9% населения. Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий торговли в текущем году составила 23 тыс. руб.
— Проводятся ли в регионе мероприятия, предназначенные потребительского рынка в регионе?
— В начале 2018 года мы провели профессиональный праздник – «День работника бытового обслуживания населения». На мероприятии были вручены более 60 наград разных уровней. В июле текущего года запланировано проведение «Дня работника торговли» в Самаре и в Тольятти.
— Как обстоят дела в регионе с конкуренцией между федеральными и региональными сетями? Какие проблемы вы видите в развитии малых форматов торговли? Какие меры предпринимаются для нормализации конкурентной среды с вашей стороны?
— В Самарской области активно действует сбалансированная мультиформатная торговая система. В связи с развитием современных форматов торговли, в том числе сетевой, удельный вес оборота розничной торговли по торговым сетям, как по Самарской области, так и по России в целом, ежегодно увеличивается. Такая ситуация наблюдается также в развитых регионах Приволжского федерального округа России, опережающих Самарскую область по показателю оборота розничной торговли.
К сожалению, доля ярмарочной и рыночной торговли ежегодно снижается, что обусловлено объективным смещением оборота розничной торговли в сторону сетей. Однако, данный формат торговли продолжает оставаться востребованным у населения региона, играя особую социальную значимость. Основной целью правительства Самарской области является сохранение и удержание доли данного вида торговой деятельности на имеющемся уровне, что удалось нам осуществлять за последние три года.
В настоящее время правительство региона уделяет особое внимание поддержке местных сельхоз- и товаропроизводителей и увеличению доли присутствия местной продукции на региональном рынке. Это достигается путем увеличения конкурентоспособности местной продукции. Также мы активно информируем население о региональных товарах.
Мы планируем организовать единую электронную торговую площадку для размещения предложений поставщиков и сельхозтоваропроизводителей. В планах организация закупочных сессий с участием органов исполнительной власти Самарской области, на которых местные производители наряду с поставщиками из других регионов смогут представлять свою продукцию представителям торговых сетей, которые в свою очередь будут оказывать методическую помощь в подготовке и формировании партий поставляемой продукции, соответствующих требованиям торговых сетей.
Мы планируем развивать нестационарную, мобильную и дистанционную торговлю, рынки, ярмарки, формат «магазин в магазине», выставки-продажи с целью реализации продукции местных производителей.
Эти мероприятия позволят дать дополнительный стимул для развития сельского хозяйства.
На территории Самарской области сформирована и принята вся необходимая региональная нормативная правовая база в сфере потребительского рынка, в том числе развитие торговли в Самарской области осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие торговли и защиты прав потребителей в Самарской области» на 2014-2030 годы государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2030 годы.
— Какую долю занимают различные форматы торговли, и как это соотношение изменилось в течение последних трех лет?
— В 2017 году по сравнению с 2015 годом наблюдалось незначительное увеличение объектов розничной торговли в целом на 1%, в том числе рост объектов торговых сетей – на 24,5%.
При этом дистанционная торговля выросла почти в 2,5 раза — интернет-торговля динамично встраивается в товаропроводящую сеть. Снижение количества объектов произошло в мобильной торговле, по объектам, входящим в систему потребительской кооперации, а также уменьшилось количество рынков. Такие показатели обусловлены смещением торговли в сторону современных форматов торговли.
— Как помогаете местным сельхозтоваропроизводителям реализовывать продукцию? Насколько широко представлены местные производители в регионе в федеральных, региональных сетях?
— В настоящее время правительством Самарской области уделяется особое внимание поддержке местных производителей и увеличению доли присутствия местной продукции на региональном потребительском рынке. С этой целью разработана «дорожная карта» мероприятий, направленных на увеличение конкурентоспособности местной продукции на территории Самарской области на 2018-2020 годы.
В рамках данной инициативы мы продолжим развивать формат торговли Shop-in-Shop («магазин в магазине»), в том числе для реализации продукции небольших и средних сельхозтоваропроизводителей, у которых отсутствуют большие объемы производимой продукции. Указанный формат позволит производителю выделить свой товар среди множества аналогов. Сети могут привлекать к себе потребителей, привыкших покупать частную фермерскую продукцию на рынках и ярмарках, а посетители сетей получают возможность приобрести качественную продукцию местного производства в удобных для себя магазинах.
Также мы работаем над повышением узнаваемости брендов и торговых марок местных сельхозтоваропроизводителей посредством малых форматов торговли (нестационарная и мобильная торговля, рынки, ярмарки). Работа по развитию данных форматов проводится совместно с органами местного самоуправления. Ярмарки предоставляют широкие возможности установления прямых контактов с покупателями. Участие в ярмарках позволит местным сельхозтоваропроизводителям повысить узнаваемость своей продукции, что в дальнейшем потенциально повлечет спрос на эту продукцию со стороны торговых сетей.
Кроме того, мы планируем создать региональный бренд с целью привлечения внимания потребителей к товарам, произведенным на территории Самарской области.
Полагаем, создаваемая правительством Самарской области дополнительная поддержка для товаропроизводителей мелкого и среднего уровня позволит количественно и качественно стабилизировать поставки товаров с целью обеспечения спроса со стороны потребителя и обеспечить высокое качество, а также доступные цены местной продукции.
По данным, представленным муниципальными образованиями Самарской области, в первом квартале 2018 года на потребительском рынке региона существенных изменений розничных цен на основные социально-значимые товары повседневного спроса не отмечено. Продукты питания первой необходимости представлены в широком ассортименте и ценовом диапазоне.
Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!
Читайте также:
«Как корова языком слизала» или о доле местной продукции на полках «федералов» (Рязань)
Мурманская область: Ярмарки – наш главный стимул для роста
Оренбуржье: Ритейл в России должен стать социально ответственным
Иркутская область: Производство и розница объединяют усилия в продвижении местной продукции