Мурманская область: Ярмарки – наш главный стимул для роста
#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life
Правительство Мурманской области сумело наладить постоянный диалог между предпринимателями и представителями власти. Теперь вопросы и проблемы развития бизнеса в регионе обсуждаются со всеми участниками потребительского рынка в ходе «торговых» сессий, круглых столов и встреч. Это особенно важно в регионе, где природные условия не позволяют широко заниматься сельским хозяйством. Власти поддерживают те форматы торговли, которые помогают развивать экономическую сферу в целом – это ярмарки непродовольственных товаров и продукции рыбоперерабатывающих предприятий. Подробнее о ситуации на потребительском рынке, конкуренции между региональными и федеральными сетями и их диалоге с местными производителями рассказала Елена Тихонова, министр экономического развития Мурманской области.
— Какова в целом текущая ситуация на потребительском рынке Мурманской области?
— Организации торговли и потребительского рынка остаются лидерами по обеспечению занятости заселения нашего региона. Аналогичная ситуация во всей России. В 2016 году всего в экономике были заняты 379,8 тысяч жителей Мурманской области, из них на оптовую и розничную торговлю приходилось 62 тысячи человек – это порядка 16,3%.
Несмотря на сложную ситуацию в отраслях экономики и социальной сферы региона, а также рост цен на товары и услуги в 2014-2015 гг, Мурманская область сохранила лидерскую позицию по размеру средних доходов населения среди регионов Северо-Западного федерального округа. По итогам 2014-2016 гг. мы вошли в тройку лидеров.
При этом среднемесячная заработная плата работников организаций торговли ежегодно росла и в 2016 году составила 25 064 рубля, что выше уровня 2013 года почти в полтора раза: пять лет назад она составляла 18 124 рубля.
Кроме того, за период с 2014 по 2016 год в развитие торговой отрасли организациями, без учета субъектов малого предпринимательства, инвестировано около 6,1 млрд. рублей. Площадь стационарных торговых объектов увеличилась на 18,7 %, или на 96 тыс. кв.м., по сравнению с уровнем 2013 года. Отмечен и существенный рост обеспеченности торговыми площадями. За три года он составил 120,8 %. Этот показатель всегда превышал норматив, например, за 2016 год на 51%.
В прошлом году физические объемы оборота розничной торговли на потребительском рынке Мурманской области увеличились на 0,5% по сравнению с уровнем прошлого года. Этому способствовала, в том числе, стабилизация доходов населения.
— Какие тенденции в развитии различных сегментов розничной торговли наблюдаются в регионе?
— За последние годы в Мурманской области усилилась конкуренция сетевых форматов. В общем обороте розничной торговли их доля каждый год росла уверенными темпами. Так, за период с 2014 по 2016 гг. она увеличилась с 35,1% до 41,9%. В результате в 2016 году наш регион вошел в тройку лидеров среди всех субъектов Росси по развитости сетевой торговли (41,9 %), следуя за Санкт-Петербургом (57,7 %) и Ленинградской областью (50,2 %). При этом ни одна из торговых сетей не доминирует над другими на потребительском рынке области.
У нас широко представлены крупные продовольственные сети федерального уровня, входящие в число лидеров российского ритейла: «Лента», «Магнит», «Пятерочка», «SPAR», «Дикси», «О’КЕЙ», «Народная 7Я Семья». Кроме того, рынок не потерял и достаточно «крепкие» региональные торговые сети, которые успешно конкурируют с федеральными. Это «Евророс», «Сити Гурмэ», «Яблочко», «7 дней», «Твой», специализированные сетевые магазины по продаже рыбы и морепродуктов – магазины «Рыбный».
Такое разнообразие, а также высокий уровень развития потребительского рынка в целом позволяют обеспечить большой ассортимент товаров для населения.
— А как обстоят дела с торговлей на рынках и ярмарках?
— Мурманская область относится к территории Арктической зоны России и входит в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Природно-климатические условия не позволяют нам широко развивать сельское хозяйство, причем любого уровня – как предприятиями, так и малыми формами хозяйствования. Даже в деревнях и поселках жители не стремятся заниматься выращиванием культур. По этой причине розничные рынки и ярмарки у нас не приживаются и не способствуют развитию конкуренции. В связи с этим правительство Мурманской области поддерживает такие форматы торговли, как ярмарки непродовольственных товаров, в том числе товаров прикладного искусства, а также продукции, производимой пищевыми рыбоперерабатывающими предприятиями региона. В южных и центральных регионах России подобные форматы стали традиционными, в их развитии уже достигнуты определенные результаты. Для нас же пока это главный стимул для роста. Так, Министерство экономического развития Мурманской области сформировало информационную общедоступную справочную систему ярмарочных площадок региона – реестр потенциальных участников ярмарочных мероприятий Мурманской области. В разработке участвовали Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, Комитет по искусству и культуре нашего региона.
В 2017 году мы дополнили реестр координатами каждой площадки, чтобы гости региона (а поток туристов в Мурманской области увеличивается с каждым годом), а также сами жители быстрее находили нужную ярмарку и рассчитывали маршруты к ним.
Что касается конкретных примеров, одно из самых популярных и успешных мероприятий – это ярмарки, которые организуют органы местного самоуправления с августа по сентябрь. Они полностью удовлетворяют потребности подсобных рыбных хозяйств Мурманской области в сбыте продукции собственного производства. Так, по итогам 2017 года число торговых мест на ярмарках Мурманской области увеличилось на 20,4 % по сравнению с 2016 годом.
Кроме того, в регионе налажена тесная взаимосвязь местных производителей и торговых федеральных и региональных ритейлов. На полках сетевых магазинов в нашей области покупатели смогут найти товары местных предпринимателей. Кстати, с 2015 года продукция, выпущенная в заполярье, выделяется на прилавках специальным логотипом, что упрощает поиск таких товаров потребителем.
— Как в регионе выстроен диалог с участниками розничной торговли?
— Министерство экономического развития области постоянно проводит «торговые» сессии, круглые столы с представителями органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также, конечно, торговых сетей, малого и среднего бизнеса. С помощью таких встреч мы информируем участников потребительского рынка о новых законопроектах, обсуждаем вместе существующие проблемы правоприменения уже действующих норм и их совершенствование. Кроме того, подобные мероприятия помогают выстроить долгосрочные отношения между торговыми ритейлерами и местными производителями, найти верные направления совместной деятельности.
— Какие успешные практики в работе региональной торговой сети можете привести?
— Один из самых успешных примеров – проект «Спасибо за Победу», который действует в регионе с 2010 года. Он был разработан правительством Мурманской области совместно с предпринимательским сообществом. В рамках проекта льготные категории жителей нашей области могут приобретать социально значимые продукты питания со скидкой 10% по дисконтной карте в 119 магазинах региона. Под льготную категорию попадают: инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, родившиеся в период с 23.06.1923 по 03.09.1945 и одновременно получающие меры социальной поддержки по основанию «пенсионер – не льготник».
Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!
Читайте также:
Ярославская область: Сложности с «входом» в сети есть, но ситуация меняется в лучшую сторону
Калужская область: Необходимы законодательные ограничения крупных сетевых форматов
Торговля получит прямую финансовую поддержку, — Амурская область