Retail Life

Виктор Евтухов: Необходимо устранить препятствия для развития малых торговых форматов

Одной из ключевых тенденций российского рынка ритейла является развитие многоформатной торговли. Сегодня Минпромторг особое внимание уделяет развитию малого торгового бизнеса, так как он находится в достаточно сложной ситуации, в том числе из-за административного давления. В частности в июле 2019 года в правительство внесен законопроект о снижении регуляторной нагрузки для малых и средних торговых организаций. Об этих и других законодательных инициативах Retail Week рассказал статс-секретарь и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. 

Как вы можете охарактеризовать  уровень развития и динамику российского рынка розничной торговли?

Оборот розничной торговли демонстрирует положительную динамику, за 3 квартала текущего года рост составил около 1,5%. Сегодня потребительский рынок – это 1 млн торговых объектов, 0,5 млн объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом инфраструктура торговли в полном объеме не сформирована. Обеспеченность населения торговыми площадями в России составляет порядка 830 кв. м на 1000 человек, что значительно меньше, чем во многих развитых странах. Есть еще куда расти. Потенциал у отрасли огромный.

Какие направления и проблемы в сфере торговли сегодня требуют регулирования со стороны государства?

Как я уже сказал, важно отметить значительный потенциал отрасли, который еще предстоит использовать в грядущие годы. Раскрытию этого потенциала будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства. Задача органов исполнительной власти, ответственных за развитие отрасти, состоит в том, чтобы не препятствовать нормальному развитию всех форматов торговли.

Прежде всего необходимо устранить препятствия для развития малых торговых форматов – розничных рынков, нестационарной и мобильной торговли. Чем больше разнообразных торговых объектов, чем больше операторов этих объектов, чем выше конкуренция, тем лучше всем – и предпринимателям, и потребителям. Каждый новый магазин, рынок, киоск – это повышение комфорта для покупателей, рост количества и качества товаров, снижение цен.

Необходимо развивать все форматы торговли, не ущемляя ни один из них. В таком случае рынок выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами исходя из того, что потребителю требуется все их многообразие, а не какой-то один из них. Таким образом, многоформатная торговля и комфортная потребительская среда должны обеспечить возможность потребителю воспользоваться всем многообразием предложения как товаров, так и торгового обслуживания. Соответственно, этот тренд влечет за собой развитие всех сегментов производства, ориентированных на сбыт через те или иные форматы торговли.

 

Минпромторг России как государственный регулятор в рамках своей компетенции создает условия для формирования комфортной и конкурентной среды в сфере торговли на федеральном уровне. В настоящее время особое внимание уделяется развитию малых форматов торговли, так как сейчас малый торговый бизнес в достаточно сложной ситуации, в том числе из-за административного давления. Малые форматы торговли являются зачастую единственными гарантированными каналами сбыта для местных производителей. Также они создают комфортную потребительскую среду, так как позволяют гражданам приобретать повседневные товары в непосредственной близости от дома или работы. В этой связи Минпромторгом России разработаны законодательные инициативы, направленные на совершенствование регулирования торговли с помощью мобильных и нестационарных торговых объектов, на розничных рынках.

Недостаточная развитость торговой инфраструктуры связана также с дефицитом качественных торговых площадей на рынке стрит-ритейла, который является наследием советской и начальной постсоветской застройки, не предусматривавшей размещение объектов торговли на первых этажах зданий. В российских городах стрит-ритейл как формат торговли практически отсутствует. Только в исторических кварталах городов есть  помещения, отвечающие требованиям стрит-ритейла.

Дефицит стрит-ритейла ощущается во всех городах без исключения. Особенно это касается небольших помещений площадью 10, 20, 30 и до 100 кв. м, которые наиболее востребованы у малого бизнеса. Ему приходится сталкиваться с проблемами неудобной планировки, нехватки электроэнергии, плохой вентиляции, отсутствия витрин. Магазины и кафе вынуждены располагаться: в пристроенных помещениях, подвалах, переделанных квартирах на первых этажах домов.

Вопросы развития стрит-ритейла мы отразили в методических рекомендациях, которые в этом году утвердили приказом и отправили в регионы и муниципалитеты. Реализация этих рекомендаций будет способствовать росту числа объектов стрит-ритейла и созданию комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Ознакомиться с документом вы можете на сайте нашего Министерства.

Известно, что Министерство готовит новую стратегию развития торговли в Российской Федерации. Что уже сделано?

В этом году мы подготовили проект новой стратегии развития торговли в России. Действующая редакция рассчитана до 2020 года, новая будет до 2025 года. В проекте стратегии отражены предпосылки формирования потребительского рынка настоящего времени, проанализировано его состояние и определены основные направления дальнейшего развития. Стратегия продолжает вектор госполитики в сфере торговли, которая формируется нашим Министерством.

Цель стратегии – формирование комфортной среды для граждан, производителей товаров и субъектов торговой деятельности. Особая роль отводится де-регулированию торговой отрасли, устранению административных барьеров. В стратегии подробно рассматриваются вопросы развития и взаимодействия различных форматов торговли – торговых сетей и малого торгового бизнеса, развития несетевых магазинов, автоматизированной, нестационарной, мобильной торговли, розничных и оптовых рынков, ярмарок, электронной торговли.

Мы постарались изложить стратегию в простой и доступной форме и будем стараться сохранить этот живой стиль вплоть до утверждения документа правительством. Сейчас со стратегией можно ознакомится на официальном портале, где публикуются документы стратегического планирования. После всех процедур внесем документ в Правительство РФ.

Поправки к закону «О торговле», которые ограничили размеры бонусов розничным сетям и сроки оплаты товара поставщикам, остаются предметом спора чиновников и экспертов рынка. Планируются ли здесь какие-либо изменения? Какие еще инициативы по поддержке ритейлеров планируются в ближайшем будущем?

Сейчас в России законодательное регулирование торговли основывается на множестве запретов. При этом положения закона применяются ко всем субъектам торговли вне зависимости от их положения на рынке. Из-за таких ограничений, к примеру, не могут нормально развиваться франчайзинговые проекты торговых сетей. Как известно, франчайзинг отличают единые стандарты работы, а также бизнес-процессы. Однако закон и здесь вмешивается во внутренние отношения ритейлеров. Бизнес-партнеры при наличии всех возможностей не могут выйти за рамки закона и установить для себя более выгодные условия сотрудничества, например, увеличивать сроки оплаты поставленного товара и выплачивать ретро-бонусы сверх 5 %.

Логика закона ясна, ужесточение законодательства изначально планировалось в целях усиления позиций производителей продуктов питания, в том числе отечественных сельхозтоваропроизводителей. Однако, когда по договору поставки поставщиком выступает сама торговая сеть, а контрагентом является ее франчайзи, закон устанавливает необоснованные препятствия, ограничивая действия сторон. Почему необоснованные? Потому что в случае с франчайзингом исключено какое-либо давление партнеров друг на друга.

В ноябре 2018 года состоялась содержательная встреча у вице-премьера Д.Н. Козака по вопросам торговли. По итогам Минпромторгу России поручено внести изменения в закон о торговле. И 26 июля текущего года мы внесли в Правительство Российской Федерации законопроект о снижении регуляторной нагрузки для малых и средних торговых организаций, к которым относятся и магазины франчайзинговых программ.

В то же время следует сказать, что гибко отрегулировать все тонкости отношений участников рынка – объективно невозможно. Любые изменения закона способны создать диссонанс во взаимоотношениях ритейлеров и поставщиков. Мы считаем, что частные случаи, конкретные претензии поставщика к организации торговли и наоборот не должны быть предметом законодательных инициатив. Они могут быть разрешены в рамках комиссии по применению «Кодекса добросовестных практик» (КДП) или на уровне отраслевых ассоциаций, если невозможно самостоятельное разрешение конфликта между контрагентами. Общеотраслевые проблемные вопросы должны обсуждаться внутри отрасли. В том числе в этих целях создана рабочая группа по развитию торговой деятельности в Российской Федерации при Минпромторге России.

Сегодня крупные поставщики и ритейлеры тоже это понимают и поддерживают развитие отрасли в сторону саморегулирования. От наличия конструктивного диалога между ними и умения договариваться зависит будущее потребительского рынка. Поэтому или принципы саморегулирования укоренятся в культуре договорных отношений между хозяйствующими субъектами, или, в противном случае, новые изменения в законе о торговле неизбежны.

В настоящее время есть оптимистичные подвижки в развитии саморегулирования. Во-первых, серьезно активизировалась деятельность комиссии по применению КДП. На ее заседаниях рассматриваются спорные вопросы применения КДП участниками рынка. Во-вторых, активную позицию по продвижению и внедрению в торговые сети принципов саморегулирования занимает АКОРТ. Значимыми партнерами в переговорном процессе являются многоотраслевые и отраслевые ассоциации (союзы) поставщиков.Таким образом, организован содержательный процесс установления договоренностей между торговыми сетями и поставщиками, заинтересованными в разрешении проблемных вопросов в формате В2В.

Результатом совместной деятельности государственных органов власти, комиссии, АКОРТ и отраслевых ассоциаций поставщиков стало снижение конфликтности среди участников рынка, что создает предпосылки для уменьшения государственного вмешательства в этот сектор экономики России.

Как вы оцениваете развитие и динамику российского рынка онлайн-торговли?

 По данным Росстата, доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2018 году составила порядка 2%. По экспертным оценкам – в 2 раза больше. При разработке проекта раздела «Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года», посвященного электронной торговле, мы совместно с бизнес-сообществом обсуждали возможность достижения доли в 10% к 2025 году.

При этом мы говорим не о конкуренции форматов торговли, а об их симбиозе: интернет-торговля приводит людей в магазины (система click&collect, когда пункты выдачи заказов размещаются в торговых точках), и наоборот, в магазинах продавцы предлагают воспользоваться интернет-магазином для заказа нужного предмета, отсутствующего в торговом зале.

Какие инновации и ИТ-инструменты наиболее перспективны сегодня в ритейле?

По части применения передовых технологий в ритейле российская торговля не уступает крупнейшим мировым компаниям, а в каких-то моментах даже превосходит их. Разработок много. Это системы управления магазинами, аналитические инструменты по выкладке товара на базе искусственного интеллекта, решения по изучению и оценке трафика, применение инструментов виртуальной реальности и многое другое. Возможно, через несколько лет некоторые сегодняшние инновации так широко распространятся, что будут для нас обыденным делом.

Я призываю всех посещать ежегодный форум «Неделя российского ритейла», который проходит при организации и поддержке Минпромторга. Там всегда поднимаются самые актуальные вопросы в ритейле, в том числе касающиеся передовых технологий. И, конечно же, там вы познакомитесь с разработчиками новых уникальных решений для ритейла.

Оставьте ответ