Retail Life

Сахалин жив и без «Магнита»

"Федеральные ритейлеры не спешат открывать магазины на Сахалине"

#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life

Философия федеральной розницы такова: ничего личного, только бизнес. И Сахалин – яркий пример сухой практичности бизнеса. На крупнейшем острове России нет ни одного супермаркета федерального продуктового ритейлера. На острове и не слышали о «Пятерочках» или «Магнитах». Между тем на Сахалине все равно стараются поддержать местного производителя. В частности, в области действует проект «Региональный продукт», который обеспечивает сбыт продукции рыбопромышленного комплекса и иных сельхозтоваропроизводителей по справедливым ценам. Уровень низких цен достигается за счет исключения посредников и выдерживания фиксированной торговой наценки. В результате выгоду получают все: производители имеют гарантированный сбыт, население области — продукцию по справедливым ценам, предприятия торговли — эффективное развитие. Проблемы и успехи потребительского рынка региона обсудили с Инной Павленко, министром торговли и продовольствия Сахалинской области.

— Каковы основные текущие и прогнозные (на 2018 год) показатели состояния потребительского рынка в вашем регионе?

— В целом, потребительский рынок Сахалинской области по итогам 2017 года демонстрировал неплохие результаты. Мы увеличили вклад отраслей потребительского рынка в валовом региональном продукте относительно 2016 года на 1,5 процентных пункта, обеспечили рост занятости населения, что является платформой для развития малого и среднего бизнеса.
Рост заработной платы во всех отраслях потребительского рынка составил от 1 до 5%, а в консолидированный бюджет Сахалинской области обеспечено поступление налогов на сумму 4,5 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 3,6% или на 80 млн. рублей.
Среди регионов Дальневосточного Федерального округа (ДФО) Сахалинская область по-прежнему занимает лидирующее положение по розничным продажам на одного жите-ля и, к примеру, превышает показатель Камчатского края на 70%, Приморского – на 48%, Магаданской области – на 38%, Якутии – на 32%.
Впервые после посткризисного периода в 2017 году мы отметили рост розничных про-даж в Сахалинской области на 0,8%. Думаем, что по итогам 2018 года сохраним положи-тельную динамику.

Фото: Пресс-служба министерства торговли и продовольствия Сахалинской области
— Сколько людей в регионе заняты в сфере торговли? Какова среднестатистическая зарплата сотрудника?

— В сфере торговли занято порядка 16 % от всех работающих в отраслях экономики Сахалинской области.
Среднестатистическая зарплата в розничной торговле сложилась в параметре 26 тыс. руб. в месяц. Ее уровень относительно среднего сложившегося уровня заработной платы по Сахалинской области достаточно низкий, но по итогам 2017 года отмечается ее рост относительно 2016 года на 5,5%.

— Какие новые тенденции в развитии потребительского рынка региона за последний год вы можете отметить?

— В 2017 году правительством Сахалинской области принята новая экономическая политика, направленная на использования потенциала отраслей экономики Сахалинской области, не входящих в нефтегазовый комплекс. Это определило новые направления в развитии региональной индустрии гостеприимства, включая гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес.
В сфере торговли – интенсивное развитие малых форматов торговли.

— Планируете ли использование в работе данные, получаемые в результате внедрения в практику предприятий потребительского рынка онлайн-касс, системы ЕГАИС и «Меркурий»?

— Данные технологии позволяют сегодня формировать массив необходимой информа-ции для оценки и анализа состояния товарных рынков. Так, в нашем регионе сведения о розничных продажах в ЕГАИС передают 100% организаций и торговых объектов, осу-ществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
По данным рейтинга Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, по итогам 2016 года и девяти месяцев 2017 года в Сахалинской области отмечен самый высокий уровень легальных розничных продаж алкоголя (16,93 л и 12,93 л на душу городского совершеннолетнего населения соответственно). По данному показателю мы занимаем первую позицию в стране. Нелегальные продажи алкогольной продукции сведены к минимуму.
В 2015-2017 годах в регионе не зафиксировано ни одного случая смерти от случайного отравления алкоголем. Это тоже результат внедрения ЕГАИС.
Легальные продажи алкоголя сегодня имеют очень важное значение и для пополнения бюджета региона. Так с 1 января 2017 года 10% акцизов, поступающих в федеральный бюджет, подлежат распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции. В 2017 году в бюджет Сахалинской области от продаж крепкого алкоголя поступило 319,9 млн. рублей.

Фото: Пресс-служба министерства торговли и продовольствия Сахалинской области
— Какие проблемы вы видите в развитии федеральных и региональных торговых сетей, иных форматов розничной торговли? И какие меры предпринимаются для нормали-зации конкурентной среды?

— Федеральные ритейлеры не спешат открывать магазины на Сахалине. В начале 2017 года в нашем регионе насчитывалось порядка 791 объекта сетевой торговли, что составляет примерно 19% от общего количества торговых объектов. Сетевой ритейл, в основном, представлен местными операторами связи и незначительно региональным ритейлом. Федеральные сети в основном представлены дискаунтерами, специализирующимися на продажах сотовых телефонов и бытовой техники.
Основными рисками интенсивного развития крупного ритейла является достаточно агрессивная политика низких цен, что дает им впоследствии доминирующее положение на рынке и ослабляет в дальнейшем конкурентные возможности других участников рынка.
Считаю, что в рамках нормализации конкурентной среды сегодня важно развивать раз-личные форматы торговли, обеспечивая тем самым баланс интересов всех участников рынка. Для этого постановлением правительства Сахалинской области от 12.01.2017 № 6 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Сахалинской области площадью торговых объектов» в регионе утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями практически всех форматов торговли, включая торговые места, используемые на ярмарочных площадках и розничных рынках, места продажи периодической печати и продукции местных сельхозпроизводителей.

— Какую долю занимает сетевая торговля в регионе, а также ярмарки и рынки?

— Сахалинская область является регионом с низким уровнем развития сетевой торговли (менее 10%), в общем объеме оборота розничной торговли доля торговых сетей — 5,3% (в 2016 г — 4,5%).
Доля рынков и ярмарок в розничном товарообороте незначительна, но обозначилась тенденция роста и по итогам 2017 года она составила 2,5%.
Умеренный рост отмечался как в развитии сетевой торговли, так и в развитии торговли на рынках и ярмарках.

Фото: Пресс-служба министерства торговли и продовольствия Сахалинской области
— Как регулируете отношения между ритейлерами и местными производителями?

— Успешную практику по взаимодействию между ритейлерами и местными производителями можно отметить на примере действующего проекта «Региональный продукт». Проект направлен на обеспечение сбыта продукции рыбопромышленного комплекса и иных сельхозтоваропроизводителей по справедливым ценам. Уровень низких цен достигается за счет исключения посредников и выдерживания фиксированной торговой наценки, установленной торговыми предприятиями на основе договоров. В результате выгоду получают все: производители имеют гарантированный сбыт в торговых сетях, население — продукцию по справедливым ценам, предприятия торговли — эффективное развитие.

— Какую поддержку оказываете для развития в регионе малых форматов торговли? Какие требования к павильонам, киоскам установлены в Вашем регионе?

— В Сахалинской области создана система стимулов для предпринимательства. Правительство области ежегодно предусматривает средства на софинансирование муниципальных программ по развитию социально-ориентированной торговли, участников проекта «Региональный продукт».

Также правительство области стимулирует торговлю в районах Крайнего Севера и при-равненных к ним, предоставляя льготные тарифы на электроэнергию, субсидируя транс-портные расходы на доставку продуктов питания.

В Сахалинской области для развития сегмента малой торговли используется и традици-онный для иных регионов страны набор стимулирующих инструментов, выраженный в предоставлении компенсационных мест, в случае необходимости сноса торгового объ-екта, при этом собственники могут предлагать свои варианты для размещения торгово-го объекта. И если этот участок будет согласован профильными структурами админи-страции муниципалитетов, его включат в схему. При установке торговых объектов на место предпринимателю оказывается поддержка в подготовке документации на под-ключение павильона к коммуникациям. Для местных товаропроизводителей и распро-странителей печатной продукции существуют преференции в виде льготных ставок по аренде.

Кроме того, сегодня сняты административные ограничения в виде заключения бессроч-ных договоров с собственником на установку нестационарного торгового объекта (НТО).
Безусловно, с учетом развития и преображения облика городов, к НТО предъявляются требования по внешнему виду. Новые строения должны вписываться в архитектурный облик города, быть современными. Такие решения согласовываются с ведомствами в области архитектуры и градостроительства муниципалитетов. Следует отметить, распро-странение условия о бессрочном размещении НТО, имеют позитивные последствия в виде повышения мотивации субъектов малого бизнеса к обновлению объектов.

— Какие конкретные планы есть у региона по развитию мобильной торговли?

— Мобильная торговля приобретает важное значение в решении задач, особенно, по обеспечению торговой услугой населения, проживающего в отдаленных труднодоступных местностях.

Поэтому, в рамках программных мероприятий Правительство Сахалинской области приобрело 11 автолавок и передало их сахалинским товаропроизводителям для организации доставки и продажи продуктов в районах области. Предусмотрено и оказание господдержки предпринимателям на приобретение специализированного автотранспорта (автолавок и прицепов) в лизинг. В результате на конец 2017 года на территории Сахалинской области действовало 105 мобильных торговых объектов. Прирост к уровню 2016 года составил более 60%.

— Как помогаете местным сельхозтоваропроизводителям и небольшим производителям реализовывать продукцию? Как поддерживаете эту цепочку? Насколько широко представлены местные производители в регионе на прилавках магазинов?

— С целью поддержки местных производителей мы активно развиваем сегодня ярмарочную торговлю. Так, в муниципалитетах определено 95 площадок, в девяти районах организованы 17 постоянных ярмарок.
По состоянию на начало 2018 года в регионе действуют 853 НТО (павильоны, киоски, автолавки, прицепы). При этом за 2017 год открыто 33 нестационарных объекта, из ко-торых 17 введено в Южно-Сахалинске.
Отмечу, что из общего количества функционирующих НТО порядка 48% относится к фирменной сети сахалинских товаропроизводителей. Наибольшая развитая сеть (более 20 объектов) представлена: АО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский», ГУСП «Пти-цефабрика «Островная», АО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат». Таким образом про-изводители реализуют до 70% своей продукции через собственную сеть.

В 2016 – 2017 годах местными производителями через программные мероприятия при-обретено более 50 единиц специализированного автотранспорта. Это обеспечивает расширенное представительство продукции местных товаропроизводителей в районах Сахалинской области, даже в самых отдаленных.

Отмечу, торговые сети региона активно взаимодействуют с местными товаропроизводителями. Кроме того, идет активное развитие региональных дискаунтеров, которые так-же выражают высокую заинтересованность во взаимодействии с местными товаропроизводителями.

В целях стабилизации цен на продукты питания в районах Крайнего Севера, хозяйствующим субъектам и сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим поставку продукции, возмещаются транспортные затраты. За 2017 год сумма субсидии составила 15,6 млн. рублей. В 2018 году данная работа будет продолжена.

В результате, по итогам 2017 года удельный вес региональной продукции в объеме реализованных продовольственных товаров возрос и составил 25%.

— Есть ли в регионе законодательные меры поддержки продукции местных производителей на полках сетевых магазинов?

— Нормативно такие требования не установлены. Вместе с тем, в целом, на региональном уровне взаимоотношения между производителями и торговыми сетями выстраиваются на паритетных принципах. Отмечается высокая готовность торговых сетей ко взаимодействию с местными товаропроизводителями, продукция которых сегодня пользуется повышенным спросом со стороны жителей нашего региона. Примером тому могут служить факты наличия на полках в супермаркетах отдельных видов продукции только местных производителей, например, овощной группы. В ассортименте товаров, реализуемых в супермаркетах, представлена продукция всех производителей, кто желает продвигать ее через торговые сети.

— Ведут ли свою работу ярмарки, розничные и сельскохозяйственные рынки? Какой торговый формат наиболее востребован жителями региона?

— К сожалению, в свою время принятие закона о розничных рынках с требованием в части перевода их в имущественные комплексы и иные ограничения, определили резкое сокращение объектов данного формата. Они повсеместно трансформировались в торговые центры, что привело к потере их специализации. С 2000 года число рынков сократилось более чем в 11 раз. Сегодня на территории Сахалинской области действует девять розничных рынков, в 2018 году заявлено о сокращении еще одного.
На этом фоне перспективным направлением признаются ярмарки различной направ-ленности с участием местных товаропроизводителей, фермерских хозяйств, а также граждан, реализующих садово-огородную продукцию.
В 2017 году в 17 муниципальных образованиях проведено 4586 ярмарок, из них 1009 сельскохозяйственных, 3577 ярмарок выходного дня. Из общего количества проведен-ных ярмарок 1038 организованы в сельской местности. В девяти муниципальных обра-зованиях, включая и областной центр организовано 17 ярмарочных площадок, действу-ющих на постоянной основе. По сравнению с 2016 годом количество проведенных яр-марочных мероприятий увеличилось в 1,4 раза.

Насколько легко и на каких условиях местный производитель может получить доступ на рынок, ярмарку?
— Сегодня у производителей есть возможность реализовывать свой товар без каких-либо ограничений. Фермеры и личные хозяйства в большей части реализуют собственную продукцию на ярмарках и рынках. Как правило, там действует система льготной аренды или отсутствие оплаты за торговое место.
Торговые сети активно сотрудничают с крупными товаропроизводителями и переработ-чиками, которые способны обеспечить круглогодичную поставку собственной продук-ции.

— Как вы видите социальную ответственность ритейлеров и можете ли привести удачные примеры в вашем регионе?

— Безусловно, социальная ответственность ритейла будет выражаться в пополнении местных бюджетов налогами, в сохранении рабочих мест, в выплате достойных заработных плат, поддержке местного производства за счет эффективного партнерства и, как следствие, постоянного представительства на торговых полках местной продукции.

Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!

Читайте также:

Пензенская область: Местные производители нацелены на работу с разными форматами торговли

Ярославская область: Сложности с «входом» в сети есть, но ситуация меняется в лучшую сторону

 

Оставьте ответ