Объем российского рынка вина продолжает сокращаться – по итогам 2019 года снижение составит 1%. Однако с 2020 года ожидается ежегодный рост в среднем на 1,4% в год. По оценкам аналитиков, в 2023 году объем рынка достигнет 962,5 млн л, что превысит значение 2018 года на 4,6%.
Объем продаж вин в России, по данным аналитической компании BusinesStat, за 2014-2018 годы снизился на 13% — с 1 058 до 920 млн л. При этом показатель ежегодно демонстрировал отрицательную динамику, темпы снижения колебались от 0,9% до 5,4%.
Уменьшение объема продаж вин в эти годы связано с регулярным повышением цен. А они, в свою очередь, росли вслед за постоянным увеличением акцизных ставок, дорожающим импортным сырьем, комплектующими (этикетки, бутылки, укупорки). Ситуацию усугубило и то, что в условиях падения реальных доходов потребители стремились к экономии и сокращали объемы покупок вин.
Эксперты отмечают, что за 2014-2018 годы цена реализации вина в России выросла на 37,2%: с 314 до 431 руб. за л. При этом наибольшая динамика отмечалась в 2015 году — 19,3% к показателю 2014 года, что было напрямую связано с резкой девальвацией рубля (на 56,1%). Постоянное удорожание вин привело к снижению объема покупки на покупателя. Если в 2014 году он составлял 9,7 л на человека, то в 2018-м снизился до 8,3 л вина.
На российском рынке вин в структуре натуральных продаж лидируют столовые вина. В 2018 году их доля от общего объема продаж составила 76,7% (705,1 млн л). На втором месте — игристые и газированные вина с долей в 21,9% (201,5 млн. л). Соответственно, доля продаж специальных вин в России в 2018 году составила 1,4% (13,2 млн л). В целом с 2014 по 2018 год наибольший спад реализации продукции наблюдался в категории специальных вин и составил более 56% за пятилетие. Продажи игристых и газированных вин за исследуемый период упали на 20,3%. Реализация столовых вин снизились на 9,0%.
ПРОГНОЗЫ
В 2019 году сокращение продаж продолжается и по итогам года составит 1% относительно 2018 года. Однако с 2020 года, по оценкам BusinesStat, объем реализации вин будет расти в среднем на 1,4% в год. В 2023 году он составит 962,5 млн л, что превысит значение 2018 года на 4,6%.
Что касается импорта, то Минэкономразвития не прогнозирует здесь роста или сокращения в ближайшие 5 лет. По оценкам ведомства, импорт вина с 2020 по 2024 год составит 274,8 млн л в год, шампанских и игристых вин — 50 млн л в год. В 2019 году, по прогнозу ведомства, в РФ будет завезено 255,6 млн л вина и 50,3 млн л шампанского.
Не прогнозирует Минэкономразвития и динамики в экспорте отечественных вин. Так, поставки вин за рубеж до 2024 года составят 5,32 млн л в год, шампанских и игристых вин — 1,15 млн л в год.
В то же время Минэкономразвития прогнозирует рост производства вина в России. К 2024 году выработка вина должна увеличиться до 771 млн л с 726,4 млн л в 2020 году. На 2019 год прогноз составляет 715,7 млн л против 697,8 млн л в прошлом году. Производство шампанских и игристых вин к 2024 году вырастет до 139,1 млн л с 131 млн л в 2020 году. В 2019 году, по прогнозу ведомства, будет выработано 129,1 млн л этих вин против 124,4 млн л в 2018 году.
Среди крупнейших производителей вин на сегодняшний день: «Кубань-Вино», «Абрау-Дюрсо», «Игристые вина», агропромышленная фирма «Фанагория», агрофирма «Южная», «ЦПИ — Ариант», «Дербентский завод игристых вин», «Союз-вино», «Инкерманский завод марочных вин», АПК «Мильстрим-Черноморские вина», «Винный дом Фотисаль», производственно-аграрное объединение «Массандра», Минераловодский завод виноградных вин, «Таманская винная компания — Кубань», «Концерн-ЗЭТ», «Винтрест-7», Торговый Дом «Виктория», Московский комбинат шампанских вин, Комбинат шампанских вин и коньяков «Росинка» и др.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОКРАЩЕНИЕ
С 2014 по 2018 год объем предложения вин на российском рынке уменьшился на 11,6%: с 1 241,1 до 1 097,7 млн л. Показатель за исследуемый период ежегодно снижался относительно предыдущих лет. Отсутствие роста предложения вин в стране связано с падением российского производства в 2016–2018 годах и значительным сокращением импорта в 2015-м. Так, за последние годы объем производства вин упал на 23,4%: с 880,6 млн л в 2015 году до 613,2 млн л в 2018-м. Импорт в 2015 году снизился на 32,5% относительно 2014 года 217,4 млн л.
В 2019 году предложение вин на рынке продолжает сокращаться (на 1,3% по сравнению с 2018 годом). В последующие годы, по ожиданиям аналитиков объем предлагаемой продукции будет расти на 0,2-2,4% в год и в 2023 году составит порядка 1 152,3 млн л.
ЭКСПОРТ: СНИЖЕНИЕ ЦЕН
В 2018 году российские вина экспортировались по средней цене 1,72 долл за л, что на 57,4% меньше значения 2014 года. Резкое сокращение долларовой цены в 2015 году (на 50,6% к уровню 2014 г.) было связано с девальвацией рубля. В рублевом выражении экспортная цена в 2015 году снизилась на 22,9% до 123,3 руб. за 1 л. В целом за пятилетие рублевая цена уменьшилась на 26,2%: со 160 до 118,2 руб. за 1 л.
По оценкам BusinesStat, в 2023 году российские вина будут экспортироваться по средней цене 2,05 долл. за 1 л. В рублевом эквиваленте экспортная цена составит 192,7 руб. за 1 л.
Источник: журнал Retail Week.