Магазины шаговой доступности лидируют в российском ритейле
«Магниты» и «Пятерочки» продолжают поглощать региональные «магазины у дома»
Магазины шаговой доступности вышли в лидеры в российском ритейле, обеспечив около 40% оборота сетевой продовольственной розницы в 2017 году, таковы результаты исследования компании M.A. Research. По оценке аналитиков, стимулом развития формата стали лидеры рынка FMCG – розничные сети «Пятерочка» и «Магнит», ведь для обеих компаний это основной формат.
Регионалы сдают на фоне реорганизации логистики Х5
На фоне роста «Магнита» и «Пятерочки» по итогам 2017 года доля региональных компаний составила около 30%.
Также по информации M.A. Research, к началу 2018 года в России работало около 29 тыс. сетевых торговых точек формата магазина шаговой доступности. Из них 12,125 тыс. «Магнитов» и 11,225 тыс. «Пятерочек». Именно развитие в формате «магазин у дома» позволило X5 Retail Group вернуть себе лидерство FMCG-сегменте по итогам 2017 года. Несколько лет назад компания провела реорганизацию логистики, отделив обслуживание «Пятерочек» от остальных форматов, что стимулировало интенсивное развитие сети.
Десять протии двух
Значительные инвестиции в логистику, сделанные продовольственными ритейлерами в 2011-2017 годах, позволили им активизировать развитие сетей внутри уже освоенных регионов и в более отдаленных округах (Урал, Сибирь).
Лидерами развития логистического направления в FMCG-ритейле являются «Магнит» и X5 Retail Group, причем X5 Retail Group в 2017 году открыла десять распределительных центров (РЦ) общей складской площадью 244 тыс. кв. м, а «Магнит» — лишь два РЦ (в Кирове, площадью 32,7 тыс. кв. м, и в Мурманской области, площадью 33 тыс. кв. м).
На конец 2017 г. у X5 Retail Group 41 РЦ, у «Магнита» — 37 РЦ, причем большинство распределительных центров обслуживают именно магазины шаговой доступности, отмечается в сообщении M.A. Research.
Основной конкурент — дискаунтер
Основным конкурентом магазинов шаговой доступности являются супермаркеты и дискаунтеры, которые в 2016-2017 годах ускорили динамику развития.
По мнению аналитиков M.A. Research, магазины шаговой доступности продолжат успешное развитие в 2018-2022 годах, что обусловлено присутствием в данном сегменте лидеров рынка FMCG.
Захват сегмента «магазинов у дома»
Формат магазинов «у дома» начал развиваться в 2005-2006 годах региональными ритейлерами. Однако, отмечают аналитики M.A. Research кризис 2009 и 2010 года стал причиной замедления развития магазинов шаговой доступности.
В 2011 году этот формат начали осваивать федеральные ритейлеры. Это быстро вывело формат в лидеры рынка сетевой продовольственной розницы. Среди региональных сетей, развивающихся в формате магазина шаговой доступности, можно отметить такие сети, как «Ярче», «Мария-Ра», «Магнолия», «Покупочка», «Славный», «Гулливер», «Караван» и другие сети.
По данным исследования M.A. Research, в каждом федеральном округе работают региональные FMCG-сети в формате «магазин у дома», однако их площадь и ассортимент могут сильно различаться. Торговая площадь таких магазинов обычно не превышает 450-500 кв. м, доля товаров fresh колеблется от 20% до 42%.