Retail Life

Контрафакт — проблема наднационального уровня, — Александр Субботин (ЕЭК)

Нужно выстроить четкую стройную систему борьбы с контрафактом во всем Евразийском экономическом союзе: отсутствие таможенных границ не только облегчает торговлю для нашей страны, оно накладывает и огромную ответственность на все страны-участницы, рассказал Александр Субботин, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на VI Международном Форуме «Антиконтрафакт-2018».

«Это действительно проблема наднационального уровня, проблема всех нас, проблема не только каждого потребителя, но и интернациональных органов, институтов, целых отраслей. Это достаточно важная и актуальная проблема, которую мы все пытаемся решить», — рассказал Александр Субботин.

По его словам, контрафактная продукция не только мешает нормально развиваться, но также искажает условия конкуренции, формирует значительный объем выпадающих доходов. «В этих условиях для развития промышленности на территории нашего союза требуется принципиально новые подходы: и привлечение инвестиций, и обеспечение конкурентоспособности своих производителей, и развитие самой кооперации», — отметил Александр Субботин.

Министр привел несколько цифр по легкой промышленности: на поддержку и развитие данной отрасли за последние 5 лет странами союза направлено порядка 2 млрд долларов, а годовой объем «черного» рынка – рынка контрафактной продукции оценивается приблизительно в 13 млрд. долларов. «То есть мы теряем из легальной схемы, недополучаем налоги, и эти деньги идут не на развитие наших отраслей, а уходят в песок», — подчеркнул представитель ЕЭК.

«Значительная часть контрафакта присутствует по всей цепочке формирования стоимости конечного продукта. И прежде всего это касается технологически сложных отраслей машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, производства сельскохозяйственной техники. И если представить себе контрафактные автомобили достаточно сложно, то в сегменте комплектующих, в сегменте деталей, из которых этот автомобиль состоит — эта проблема стоит очень остро», — отметил Александр Субботин.

«По данным международных экспертов, объем оборота контрафакта на рынке автокомпонентов составляет приблизительно 6 млрд. долларов – это треть общего рынка комплектующих нашего союза. Данный факт доказывает непосредственно влияние на все смежные отрасли. Автопром всегда был гарантирующим «домашним» рынком сбыта для отечественных металлургов, производителей химической и электротехнической и ряд др. отраслей. Такая же картина наблюдается по другим отраслям промышленности. А это огромный пласт реального сектора экономики, выведенного за рамки курирования, — рассказал член комиссии ЕЭК. — Присутствие на рынке значительной доли контрафакта является серьезным рисковым фактором, не позволяющий инвесторам адекватно прогнозировать доходность своих вложений в среде срочной и особенно долгосрочной перспективе. Это одна из причин, по которой у нас сейчас нет крупных, новых инвестиционных проектов в союзе. И в союзе буксуют некоторые крупные программы по импортозамещению. При этом промышленность во всех наших государствах осваивает колоссальный объем гос. субсидий. Контрафакт обесценивает меры гос. поддержки, не позволяет обеспечить требуемый уровень локализаций и делает неприменимыми на практике любые принимаемые меры регулирования».

«Приведу пример: одно из ключевых проблем для машиностроения, которая была вывесена российской стороной на интеграционную повестку комиссией – это проблема китайских подшипников. Проблема достаточно острая и нам были известны случаи, когда были выявлены попытки поставить некачественные подшипники неизвестного происхождения для нужд атомных электростанций. Эта продукция была своевременно изъята.  Российская федерация предложила продлить действия антидемпинговых пошлин в отношении китайских подшипников. Комиссия это решение утвердило, но проблема эта гораздо шире.  Создание систем прослеживания должно выступить гарантией прозрачности рынка как для инвестора, так и для субсидирующих гос. органов. Нам необходимо общее решение, которое сможет в полном объеме обеспечить контроль на каждом переделе, в масштабе каждой партии, каждого изделия. Такое взаимодействие необходимо выстроить и между поставщиками наших 5 государств. Нужен единый стандарт, единая сквозная система прослеживания продукции в союзном формате. Такой оперативный мониторинг рынка в высоком разрешении с детализацией конкретного изделия может и должен быть реализован как единое цифровое решение Евразийского экономического союза», — сообщил Александр Субботин.

В заключении представитель ЕЭК отметил, что отсутствие прослеживания – это не только проблема внутренней конкурентоспособности нашей экономики, но и вопрос экспортной возможности позиционирования наших производителей и их товаров в условиях жесткой конкуренции на внешних рынках. «С точки зрения зарубежного потребителя – европейского- продукция союза – это продукция непонятного происхождения и непонятного качества. Отсюда барьеры выхода на экспортные рынки и ограничение экспортного потенциала для наших предприятий. Я предлагаю принять совместное решение «пятерки» о запуске аналога («европейской системы» — основной акцент которой, является прослеживание товаров от производителя до конечного потребителя ) и в нашем союзе. Проблема не лежит в плоскости одного государства, а это проблема наднациональной структуры», — резюмировал Александр Субботин.

Оставьте ответ