Денис Васильев: Японские торговые сети в 19 раз эффективнее российских
Представители Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) посетили с рабочей поездкой Японию, в частности выставку Food Expo Japan, с целью обозначить тренды ритейла в сегменте FMCG. Эксперты посетили города Токио, Киото и Осаку, где оценили крупнейшие торговые форматы Японии — торговые сети 7-Eleven Holdings, Koop Kyoto, Lawson, FamilyMart и AEON. Об основных трендах ритейла в Японии рассказал Денис Васильев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР).
Японцы продают в 19 раз эффективнее
Если взять такой показатель как эффективность работы персонала, который определяется количеством персонала компании к ее выручке, обороту, то российский ритейл на порядок уступает японским партнерам. Так, ТОП-российская сеть X5 Retail Group уступает в этом показателе крупнейшей японской сети 7-Eleven Holdings в 19 раз. Это колоссальный разрыв.
О разнице «магазинов у дома»
Одно из различий в ритейле двух стран, которое сразу же бросается в глаза — разница в площадях «магазинов у дома». Средний «магазин у дома» в России — «Пятерочка» или «Дикси» располагается на площади от 300 до 1 тыс. кв. м. В Японии — от 50 до 300 кв.м. Таким образом, одна торговая точка в Японии в три раза меньше аналогичного формата в России.
Сдача на кассе за секунды
Также интересен целый ряд технических новинок. Правда, они не сразу бросились в глаза. Японцы делают большой упор на работу с очередями, на быстрое обслуживание клиента. Кстати, в Японии наличные расчеты более популярны, чем оплата картой. При оплате наличными специализированный кассовый аппарат автоматически выдает сдачу. Механизм таков: купюры и монеты ссыпают в кассовый аппарат, который буквально через секунду выдает покупателю сдачу. При этом кассиру нет надобности считать деньги, что, во-первых, исключается момент ошибки, а во-вторых — добавляется скорость. В большинстве торговых точках — работают по такой схеме.
О категории fresh, convenience store и конкуренции
В Японии большой процент ассортимента продуктовых супермаркетов составляет категория fresh (до 80%). Поэтому японские ритейлеры конкурируют не друг с другом, а с кафе, ресторанами, с форматами фаст-фуда.
Например, в небольшом магазине сети 7-Eleven с торговой площадью 150 кв. м. обязательно будет находиться кофе-машина, горячая еда в виде двух видов супов, микроволновые печи, бойлеры с кипятком, там же будет стоять специальный шкаф с рисовыми пирожками. При этом в магазине стоят один-два столика, есть возможность зарядки телефона, а также бесплатный wi-fi. Таким образом, сервис рассчитан на то, чтобы помимо покупок можно было еще и перекусить. Для покупателей – это ярко выраженное удобство.
О горячих полках
В Японии очень ярко развита категория «напитки». Так, в каждом магазине есть «горячая полка». В России потребитель привык видеть напитки на простой полке и в холодильнике. В Японии помимо этого в каждой торговой точке есть полка, согревающая продукты. Там в алюминиевых банках стоят кофе, чай и другие горячие напитки. Причем, теплые полки есть как с напитками, так и с едой.
О специальной оборотной таре и логистике
В России ритейлеры свыше 90% товаров доставляют коробками. В результате существует проблема излишнего товарного запаса. Например, в торговую точку доставляют коробку, в которой 20 плиток шоколада. И так доставляется каждое наименование. А продается данного шоколада по три штуки в день. В итоге избыточный товарный запас становится проблемой.
В Японии иная система логистики. Так, на распределительных центрах (РЦ) осуществляется поштучный набор продукции для каждой торговой точки на один-два дня. Для этого имеется специальная оборотная тара — пластиковые контейнеры, они стандартные, унифицированные.
Таким образом, на РЦ приходит огромная коробка, в которой, к примеру, 200 плиток шоколада. Этот продукт сортируют в пластиковые контейнеры исходя из потребностей магазина. Таким образом, ритейлеры не только решают проблему избыточного товарного запаса, но и получают снижение закупочной цены.
Таким образом, в торговую точку приходит товарный запас на один-два дня. В России в среднем на 20-40 дней. В Японии деньги и сроки годности товара работают более эффективно.
В Японии нет охранников
В Японии вообще нет охранников ни в больших магазинах, ни в маленьких. Во всяком случае, их нет в торговых залах. Причем вся продукция находится в открытом доступе. Спасает большое количество камер, которые все фиксируют. В этом плане японцы не переживают.
О решениях при работе в категории fresh и dry
Один из трендов японского ритейла — работа с категориями fresh и dry. Здесь найдено очень элегантное решение. Так, цепочка поставок в крупном супермаркете AEON разделена от дебаркадера до полки. Дебаркадер делится на две части — охлаждаемую и неохлаждаемую. То есть машина с рыбой или овощами-фруктами идет на один дебаркадер, а машина с шоколадом или зубной пастой — на другой.
Зал супермаркета также разделен на две части — fresh и dry. Температура в торговом зале в зоне fresh составляет 14-16 градусов, в зоне dry – 20-22 градуса. За счет того, что охлаждаемый товар приходит в машине, в контейнере и выкатывается сразу на дебаркадер, а далее через более низкую температуру в зал – товар дольше остается свежим. Да и хранится намного дольше, что снижает потери.
Об электронных ценниках
В Японии почти везде – бумажные ценники. Причем они отличаются по размерам от российских аналогов. Наш средний ценник имеет размер кредитной карты, в Японии он в четыре раза меньше, но с крупными цифрами.
Вообще, цены в Японии меняются гораздо реже, чем в России. Инфляция, дефляция — явление достаточно редкое. У нас средний магазин может по 800 ценников в день менять, у них это происходит гораздо реже.
О скидках в Японии
Скидки в Японии более персонифицированы – индивидуальны для каждого в отдельности. И они гораздо ниже, чем у нас. В среднем 5-10% — это хорошая скидка, на которую реагируют покупатели.