AliExpress: российские товары выходят на мировой рынок
Alibaba Group отказывается от монополии китайских производителей на своей глобальной площадке AliExpress. Российские продавцы смогут выставлять свои товары для продажи по всему миру. Наибольшим спросом, вероятно, будут пользоваться косметика и текстиль, сообщает «РБК».
Представитель AliExpress в России Антон Пантелеев рассказал, что в ближайшее время глобальный (то есть с возможностью продажи по всему миру) маркетплейс откроется для российских продавцов. AliExpress уже начал тестировать систему доступа российских товаров: для этого компания должна быть зарегистрирована на локальной площадке Tmall (ориентирована на сделки внутри страны). «После регистрации при желании продавца система позволит размещать его товар на глобальном AliExpress», — поясняет он.
Сейчас на российском Tmall представлено более 300 продавцов, включая как крупные сети (детские товары «Кораблик», Lucky Сhild, одежда Modis, техника KitFort и Vitek), так и небольшие компании, из которых половина — это российские производители. В AliExpress рассчитывают, что автоматизированная система поможет значительно увеличить количество партнеров площадки и ее оборот, так как процесс регистрации станет проще и быстрее. На глобальном AliExpress, по словам представителя платформы, «несколько сотен тысяч продавцов» (точное количество компания не раскрывает). По данным SimilarWeb, aliexpress.com сейчас входит в тридцатку самых популярных интернет-сайтов в мире и занимает третье место в категории «покупки», уступая только американским Amazon и eBay.
В России площадка замыкает топ-10 среди самых популярных сайтов. Как рассказывал ранее глава AliExpress в России Лю Вей, у площадки 20 млн активных пользователей в России, то есть тех, кто один раз и более делает покупки в течение одного года. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году выручка маркетплейса в России составила примерно 212 млрд руб.
Alibaba Group не в первый раз помогает российским продавцам с экспортом их продукции. Вывод российских товаров на новые рынки даже стал частью официально декларируемой стратегии по созданию китайским холдингом совместного предприятия с Российским фондом прямых инвестиций, «МегаФоном» и Mail.Ru Group. Осенью прошлого года стороны договорились о создании AliExpress Russia. Тогда Труди Дай, президент b2b-направления Alibaba Group (в него входят также AliExpress, Alibaba.com, 1688.com), после подписания соглашения заявила, что «совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки». «Доступ российских компаний на новые рынки — это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей», — поясняла она.
Сейчас через Tmall Global на китайский рынок продают свою продукцию «Балтика», «ВкусВилл», «Объединенные кондитеры», KDV Group и др.
По оценке «Национальной ассоциации дистанционной торговли», мировой рынок трансграничной онлайн-торговли сейчас достигает $1 трлн, на Россию из этого объема приходится всего $3,2 млрд. Отдельно онлайн-экспорт из России, согласно исследованию Data Insight, по итогам 2018-го оценивался на уровне $746 млн, количество отправлений — 11,2 млн штук, средний чек посылки — $67. Как отмечали аналитики, за 2017–2018 годы значительно увеличилась доля средних и мелких продавцов, которые торгуют товаром через маркетплейсы, а не через собственные онлайн-магазины. На категорию fashion приходится 36% выручки экспортеров, по 14% приходится на товары для дома и технику.
Партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что российские производители могут предложить качественный товар в категории текстиля, косметики, канцелярии, а также мелкой утвари (ножей, резных игрушек, фляжек и т.п.). «Но на глобальном AliExpress им будет крайне сложно конкурировать даже в этих сегментах из-за более высокой стоимости продукции. Например, Индия и Турция предлагают такой же, а иногда и лучший по качеству текстиль, но по более низкой цене. Такая же история с мелкой утварью», — отметил Вирин.
Но козырем российских производителей он называет дешевую косметику (например, кремы для рук, которые продаются в магазинах по цене до 100 руб.), а также канцелярию — по цене они схожи с китайскими товарами, но по качеству намного лучше. «Проблема только в том, что наши продавцы пока не умеют работать с AliExpress, продвижение товаров на котором требует много сил. Китайцы уже научились описывать товары, фотографировать их и обновлять карточки. Нашим компаниям этому предстоит только научиться», — заключил Федор Вирин.
Глава «Национальной ассоциации дистанционной торговли» Александр Иванов позитивно оценивает возможность российских продавцов представлять свои товары на глобальном AliExpress. «Интерес у иностранных покупателей есть к нашей косметике и товарам швейной индустрии. Есть определенные категории пищевых продуктов, которые могут быть интересны глобальному рынку, например подсолнечное масло», — отметил Иванов.
Опция от AliExpress звучит многообещающе, но интересно посмотреть на практику ее применения, отмечает Арон Тухватуллин, совладелец и директор по развитию компании Lucky Child. В числе вопросов, которыми задается производитель, — станут ли, например, продавцу доступны разделы, в которых сейчас присутствуют только компании из Китая; получит ли он те же маркетинговые инструменты; будет ли его товар стоять на странице по соседству с китайским. «В любом случае для магазина это будет уникальная возможность представлять свою продукцию на одной из крупнейших мировых онлайн-площадок с возможностью вести международную торговлю», — считает Тухватуллин. Среди рисков он называет вопросы продвижения — удастся ли донести до покупателей из других стран информацию о том, что на AliExpress наряду с китайской продукцией есть что-то «более качественное и дорогое».
Читать также: