Retail Life

Приемка потребительских товаров: кто заплатит при случайном повреждении товара?

Ответ дает Алексей Горлатов, руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP

Суть вопроса

Организация приемки товаров — распространенная дискуссия между поставщиком и покупателем (торговыми сетями). Возникающие проблемы обычно регулируются через договор и описание в нем процедуры приемки.

Как начинается спор?

Достаточно распространенная проблема — товар приходит в магазин, а стороны не определили момент перехода права собственности и момент перехода рисков на товар (в зависимости от условий договора эти моменты могут различаться, при этом закон может устанавливать не вполне удобный вариант для обеих сторон). Так, например, если грузчик при разгрузке автомобиля повредил товар, а право собственности (и риски) на него еще не перешло к покупателю, поставщик может оказаться в ситуации, когда формально товар не будет принят и сложится ситуация недопоставки продукции в магазин.

Механизмы решения проблемы

Рынок выработал механизмы урегулирования момента перехода прав собственности и рисков. Так, как правило, переход права собственности регулируется в момент  отправки товара поставщиком. А переход рисков, связанных с повреждением или гибелью товара, происходит в момент, когда продукцию начинают выгружать у покупателя (хотя и этот момент может варьироваться в зависимости от условий поставки, места доставки, способа разгрузки и приемки товара). Эти нюансы и детали должны быть четко описаны в договоре.

Процедура приемки товара: что важно

Есть еще один немаловажный аспект приемки: в случае поставки товара большегрузными автомобилями, паллеты могут упасть друг на друга так, что разгрузка без повреждения товара станет невозможной. Зачастую покупатели перекладывают на поставщика вину за то, что они не могут вытащить товар, не повредив при этом другой товар. Механизм урегулирования такой ситуации также необходимо указать в договоре.

Сам по себе договор становится некоторым компромиссом, в нем зафиксированы положения, которые в той или иной степени устраивают обе стороны (иногда не в полной мере).

Повреждение товара на полке

В случае повреждения упаковки товара, который уже находился на полке в сети, покупатель (торговая сеть) может попытаться  потребовать замены товара у поставщика. Стоит отметить, что зачастую в момент получения товара торговая сеть уже является собственником товара, то есть поставщик уже не является таковым. Таким образом, требования сети будут выглядеть как минимум странно с правовой точки зрения.

 

Оставьте ответ