Retail Life

Оренбуржье: Ритейл в России должен стать социально ответственным

«Реализуя продукцию местных производителей, ритейлеры организуют социальную стабильность в регионе», - Наталья Безбородова

Сегодня сетевая торговля и мелкая розница находятся не в равных условиях. Идет снижение доли традиционной розницы. Глобализация приводит к концентрации торговых сетей в городах и районных центрах, при этом сельские территории зачастую остаются не удел. Здесь наблюдается дефицит магазинов, да и с ассортиментом плохо.  Проблема набирает масштабы в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных сельских поселениях. Практика показывает, что розничным сетям невыгодно открывать магазины в населенных пунктах в таких районах. Между тем людей нельзя оставлять без продуктов и товаров первой необходимости. О социальной ответственности ритейла, об общей ситуации потребительского рынка Оренбуржья, а также о выстраивании диалога с федеральными и региональными сетями поговорили с Натальей Безбородовой , министром экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Как выстраивается работа по импортозамещению в вашем регионе?

— На сегодняшний день одним из наиболее обсуждаемых вопросов остается вопрос насыщения продовольственного рынка России товарами отечественного производства.

С момента введения продовольственных санкций прошло три года. В первое время контрсанкции способствовали росту инфляции на продовольственные товары. Однако сегодня мы можем отметить, что механизм импортозамещения сработал и влияние внешнеэкономических ограничений удалось минимизировалось. На торговых прилавках в ассортименте представлена мясная, молочная, рыбная, хлебобулочная, бакалейная, плодоовощная продукция российских производителей.

В результате, если в первые два года в Оренбургской области наблюдался значительный спад товарооборота, то 2017 год рост товарной массы насчитывал 4,2%. Также показателен пример роста цен. Если рост регионального годового индекса цен на продовольственные товары в 2015 году составлял 17,7%, то в 2017 году он снизился до 2,4%.

Сложилась интересная ситуация, при которой экономические ограничения в отношении России стали стимулом развития продовольственного производственного сектора. Такая тенденция набирает обороты и в Оренбургской области. И региональная продовольственная политика направлена на развитие местных перерабатывающих производств и обеспечение им каналов сбыта.

— Как продукция местных сельхозтоваропроизводителей представлена на полках федеральных и региональных сетей в регионе?

— У крупных и средних товаропроизводителей в реализации продукции, в том числе в работе с крупным ритейлом, особых проблем нет. Чего не скажешь о малых предприятиях.

Как правило, они не могут сформировать такие партии продукции, которые отвечали бы требованиям торговых сетей по объемам, ассортименту, периодичности поставок, упаковке и сертификации продукции. Жизнь заставила небольшие производства искать выход из сложившегося положения. Основным звеном в реализации их товаров стала традиционная розница – несетевые магазины, рынки, ярмарки, нестационарная, мобильная торговля. Сбыт продукции осуществляется как через собственные фирменные магазины, так и торговые предприятия иных форматов.

Эффективным каналом для реализации местной продукции по мнению нашего министерства и муниципальной власти является развитие ярмарочной, нестационарной и мобильной торговли. Так, за 2017 год количество проводимых ярмарок увеличилось на 3,5%, число объектов нестационарной и мобильной торговли выросло на 5,5%.

— И все же вернемся к сетевым форматам торговли. Какие проблемы вы видите в развитии федеральных, региональных сетей, а также малых форматов торговли в Оренбургской области? Какую долю занимает каждый из этих сегментов, и как это соотношение изменилось в течение последних лет?

— Аналитические исследования показали, что сегодня в рознице меняется соотношение между участниками рынка. Сетевая торговля и мелкая розница находятся не в равных условиях. Идет снижение доли традиционной розницы.

В течение ряда лет в Оренбуржье наблюдается изменение структуры формирования товарооборота: ежегодно на 3% увеличивается удельный вес сетей, при этом деловая активность малого бизнеса снижается на 2%.

Если рассматривать отдельно сетевую торговлю, то виден явный перевес федеральных игроков. Сейчас идет глобализация бизнеса. В условиях жесткой конкуренции и борьбы за потребителя крупные сетевые компании активно занимают рыночные ниши и вытесняют региональный ритейл.

— Что при этом делают региональные сети? Есть ли успешные практики в работе региональной сетевой торговли?

— Конкурентная среда стимулирует рост предпринимательской активности и заставляет расширять спектр деятельности и использовать собственные производственные ресурсы для выпуска востребованных товаров. Этот процесс затрагивает как федеральные сетевые компании, так местные торговые сети. Сегодня региональные торговые сети, имеющие собственное производство по выпуску фирменной продукции, наиболее успешны и востребованы у покупателя.

В Оренбуржье большой популярностью пользуется фирменная продукция местных сетей «Мясная деревня», «Бузулукское молоко», «Винни-Пух», «Летний луг», «Горторг», «Желен» и другие.

В сложившейся ситуации торговые предприятия малых форм хозяйствования испытывают сильное давление со стороны сетевого ритейла. Малый бизнес традиционной торговли уступает по степени развития транспортной логистики, ценовым предложениям, объемам реализуемой продукции. Он выживает за счет наличия в ассортименте товаров эксклюзивных или адаптированных к потребительским предпочтениям.

В существующих реалиях задача региональных органов власти – предложить конструктивный компромисс в решении вопросов развития разноформатной современной торговли и создании равных условий для работы всем субъектам предпринимательской деятельности, выстраивании отношений между местными производителями и сетевой торговлей.

— Как вы выстраиваете диалог с федеральными сетями, и есть ли пожелания по улучшению такого взаимодействия?

Выступая посредником в налаживании сотрудничества, министерство доводит информацию об оренбургских товарах до сетевых компаний, организует закупочные сессии крупных федеральных сетей, проводит выставочно-презентационные мероприятия.

Учитывая потребительские предпочтения, сегодня торговые сети расширяют свою ассортиментную матрицу посредством введения местной продукции. Доля присутствия региональных товаров в сетевой торговле по различным товарным позициям колеблется от 30 до 100%.

— В чем вы видите социальную ответственность ритейлеров и можете ли привести удачные примеры в вашем регионе?

— Наполнение полок товарами местного производства положительно сказалось на формировании стоимости продовольственных товаров. В рейтинге наиболее дешевого минимального набора продуктов питания по итогам 2017 года Оренбургская область вошла в десятку лидеров среди 85 субъектов России, заняв девятое место по России и четвертое место по Приволжскому Федеральному округу. Таким образом, реализуя продукцию местных производителей, ритейлеры способствуют социальной стабильности в регионе, дают возможность развития созидательных направлений в экономике.

— Какая основная проблема стоит перед регионом в части организации многоформатной торговли?

— Сложившаяся общероссийская тенденция глобализации торгового бизнеса приводит к концентрации торговых сетей в городах и районных центрах. При этом наблюдается дефицит розницы в сельских территориях. Особенно остро строит проблема обслуживания населения в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных сельских поселениях. В Оренбургской области таких населенных пунктов более 900.

С экономической точки зрения розничным сетям нецелесообразно открывать магазины в населенных пунктах с низким платежеспособным спросом, товарооборотом, отсутствующей логистической инфраструктурой. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка является серьезной проблемой, которая из разряда экономического переходит в социальный.

Для обеспечения жителей проблемных территорий товарами требуется государственная поддержка. Чтобы сделать это направление привлекательным, министерством разработан механизм компенсации бизнесу части расходов в форме субсидии.

С 2012 года на территории области реализуется региональная программа развития торговли, которая в первую очередь направлена на решение важной социальной задачи – обеспечение потребностей жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов социально значимыми товарами.

В течение 2012-2017 годов на поддержку сельской торговли из областного бюджета было выделено 49 млн. руб. При этом основная доля средств – 38 млн. руб. – была направлена на возмещение стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ) при доставке социально значимых товаров. В результате поддержку получили более 100 хозяйствующих субъектов, а услугами торговли было охвачено свыше 500 отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов.

Также в рамках программы осуществляется субсидирование процентной ставки по кредитам. Предприниматели получили поддержку в объеме 5,9 млн. руб. Эти средства позволили укрепить материально-техническую базу предприятий, увеличить объемы производства, расширить ассортимент реализуемой продукции, приобрести транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, новое оборудование для модернизации производства хлебобулочных и кондитерских изделий.

Грантовую поддержку на сумму 3 млн. руб. получили предприниматели на приобретение технологического оборудования для хлебопечения, что позволило сельским жителям покупать свежий горячий хлеб.

Также из областного бюджета предоставлялись субсидии на возмещение части расходов по приобретению специализированного транспорта для выездной торговли. В результате предприятиями потребительской кооперации были закуплены автомобили.

Сегодня для жителей непривлекательных для бизнеса сельских поселений существует практически единственная возможность получить необходимые для жизни товары – с помощью мобильной торговли.  Осуществляется такой бизнес в основном потребительской кооперацией, а эффективным механизмом ее поддержки является государственная помощь.

Понимая социальную значимость реализации программных мероприятий, в 2018 году выделено более 10 млн. руб. из областного бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по возмещению стоимости ГСМ по доставке товаров в отдаленные и труднодоступные сельские населенные пункты – 9 млн. руб., а также субсидирование части затрат на приобретение специализированного транспорта для выездной торговли коммерческим организациям – 1,2 млн. руб.

В результате реализации программных мероприятий услугами торговли будет охвачено свыше 430 населенных пунктов.

Повышение уровня качества жизни на селе является задачей государственного масштаба. Для сельских территорий торговля вместе с заготовками и переработкой сельхозсырья – это занятость и платежеспособность населения. Для решения вопроса требуется системный подход, который должен быть основан на объединении усилий федеральной, региональной и местной власти в части осуществления финансовых вливаний в сохранение и развитие сельских территорий.

Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!

Оставьте ответ