Retail Life

«Торговые галереи» разместят в жилых районах, — Омская область

#СПЕЦПРОЕКТ портала Retail Life

В Омске появятся «торговые галереи» — перспективная концепция предприятий торговли, расположенных среди жилой застройки. Решение принято администрацией города Омска в апреле 2018 года путем введения понятия «торговая галерея» в Порядок размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории города Омска. Специализированные павильоны или киоски будут выполнены в едином архитектурном стиле. Первые торговые галереи разместят в жилых районах, где нехватка магазинов ощущается особо остро. В настоящее время проводится работа по подбору земельных участков под такие объекты. Об этом, а также об особенностях развития, проблемах и перспективах розничной торговли в регионе поговорили с Ириной Барановой, руководителем департамента развития потребительского рынка Министерства экономики Омской области.
Ирина Баранова, руководитель департамента развития потребительского рынка Министерства экономики Омской области
− Какие новые тенденции в развитии потребительского рынка региона за последний год вы видите?

− В Омской области продолжают активное развитие федеральные и региональные торговые сети. В прошлом году в регион зашла торговая сеть «Пятерочка», открылся второй гипермаркет строительных и отделочных материалов «Леруа Мерлен». Кроме того, увеличилось количество магазинов местных торговых сетей «Победа» и гипермаркетов «Низкоцен».

Продолжает развиваться фирменная торговля от производителя. Можно отметить сеть павильонов омского производителя молочной продукции, сеть магазинов производителя колбасных изделий, хлебобулочной продукции и мороженого.

Также наблюдается возрастающая активность компаний, занимающихся интернет-торговлей. Один из крупнейших онлайн-ритейлеров России «Ситилинк» в 2017 году открыл в Омске склад-магазин.

Сетевые магазины кроме традиционной торговли развивают интернет-сервисы по заказу и доставке товаров до покупателей. Увеличивается количество пунктов получения товаров, заказанных онлайн.

− Какие успешные практики в работе региональной сетевой торговли вы можете привести?

− Одним из успешных примеров развития местной торговой сети является деятельность компании ООО «Холлифуд». В настоящее время у компании 66 гипермаркетов под названием «Низкоцен» в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской областях, Алтайском крае и 47 магазинов формата «у дома» в Омской области. Также магазины ритейлера представлены в Казахстане. Данная торговая сеть успешно сотрудничает с местными товаропроизводителями продуктов питания. По итогам 2016 года ООО «Холлифуд» вошла в ТОП-50 самых быстрорастущих компаний России по версии РБК.

– Каково соотношение торговых форматов в регионе: сколько федеральных, региональных сетей, а также малых форматов торговли? Как эта цифра изменилась за последние три года?

— В настоящее время на территории Омской области действует более 12 тысяч торговых объектов, в том числе на долю федеральных и региональных сетей по оценке приходится порядка 14% от общего количества объектов (по 7 % на каждую группу). Малые форматы (павильоны, киоски, рынки, ярмарки, мобильные объекты) занимают в структуре около 35%, на несетевые стационарные магазины приходится более 50%. Как уже было сказано ранее, в последние три года в регионе наблюдается рост объектов сетевой торговли как федеральных, так и местных компаний. В 2014 году их доля не превышала 12 %. Также увеличилась доля малых торговых форматов – на 1 процентный пункт. Соответственно, снизился удельный вес несетевых магазинов (на 3 процентных пункта). Такая тенденция характерна для подавляющего большинства крупных российских регионов.

– Какие меры предпринимаются для нормализации конкурентной среды между различными торговыми форматами с вашей стороны?

— Полагаем, что принятие указанных мер в большей степени актуально для поддержки малых торговых форматов, хотя без решений федерального уровня они объективно не могут рассчитывать на равную конкурентную борьбу с федеральными сетями. Реализуемый в Омской области комплекс мер динамичен и меняется в зависимости от потребностей населения и местных торговых организаций. В этой работе местные власти учитывают утвержденные для них нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, пересматривают принятые ранее порядки и схемы размещения НТО. Сведена до минимума доля госсектора в торговой сфере, сейчас она не превышает 1%.

В целях предоставления предпринимателям, сельхозтоваропроизводителям возможности организации мини-рынков в новом современном формате в апреле 2018 года в Порядок размещения НТО на территории города Омска введено понятие «торговая галерея», которая представляет собой НТО, выполненный в едином архитектурном стиле, состоящий из совокупности специализированных павильонов или киосков. Торговые галереи планируем разместить в жилых районах, наименее обеспеченных торговыми площадями. Убеждена, что данный формат также будет востребован местными сельхозтоваропроизводителями. В настоящее время проводится работа по подбору земельных участков, пригодных для размещения объектов указанного вида.

− Насколько легко и на каких условиях местный производитель может получить доступ в торговые сети, на рынки и ярмарки с целью реализации своей продукции?

− Продукты питания крупных и средних региональных производителей достаточно широко представлены на полках омских магазинов, в том числе крупных сетевых ритейлеров. Малым предприятиям по объективным причинам, в том числе связанным с особенностями налогообложения, сложнее организовать взаимодействие с крупными торговыми компаниями, поэтому они ориентированы на иные каналы сбыта своей продукции, в том числе ярмарки, нестационарные торговые объекта, рынки и несетевые магазины.

Министерство экономики совместно с администрациями муниципальных образований Омской области осуществляет реализацию мер, направленных на продвижение продукции местных товаропроизводителей на региональный потребительский рынок. В том числе, взаимодействуем с участниками рынка «в ручном режиме», оказываем поддержку посредством освещения в СМИ информации об омских производителях, торговых организациях, заготовителях и переработчиках сырья, а также о торговых объектах для аграриев, которые предоставляются в том числе на бесплатной основе. Регулярно нами проводятся так называемые «Дни поставщика» и «Биржа контактов» для торговых организаций и товаропроизводителей, что позволяет омскому бизнесу найти партнеров и обсудить условия взаимовыгодного сотрудничества.

Дополнительно два дня в неделю (по пятницам и субботам) в Омске на шести площадках проводятся Губернские сельскохозяйственные ярмарки. Места для производителей, реализующих собственную продукцию, предоставляются на льготных условиях. Также во всех муниципальных районах организуются ярмарки выходного дня с предоставлением бесплатных мест для торговли. Мы оказываем поддержку организациям потребительской кооперации в виде грантов на развитие материально-технической базы. В текущем году в порядок предоставления грантов внесены изменения, упрощающие получение данной поддержки. В частности, исключено ограничение по видам производимой и перерабатываемой кооперативом продукции, смягчены условия по обеспечению собственного финансирования расходов.

− Какие проблемы в развитии розничной торговли в регионе вы видите и какие меры предпринимаются для нормализации конкурентной среды с Вашей стороны — примеры успешных решений?

− На наш взгляд наиболее острые проблемы имеются в сфере организации розничных рынков, нестационарной, мобильной и ярмарочной торговли. Данные форматы востребованы населением, однако их эффективное развитие невозможно без принятия на федеральном уровне документов, значительно упрощающих порядок организации розничных рынков и нестационарной торговли, а также регламентирующих порядок осуществления мобильной торговли. Такие предложения неоднократно направлялись нами в Минпромторг России и были частично учтены данным ведомством при подготовке соответствующих проектов федеральных законов и постановлений. Однако официально документы до сих пор не утверждены.

На региональном уровне вопросы упрощения деятельности малых торговых форматов и рынков решаются – проведена корректировка ряда областных документов, регулирующих сферу нестационарной торговли, организовано взаимодействие с муниципалитетами по совершенствованию порядков размещения нестационарных торговых объектов, в том числе по введению понижающего коэффициента к плате за их размещение. Осуществляется подготовка проекта регионального документа, максимально упрощающего все процедуры организации и проведения ярмарок на территории Омской области.

− Как развивается инфраструктура торговли в регионе. Есть ли успешные примеры привлечения инвестиций в ее развитие?

− В качестве успешной практики можно привести пример инвестиционного проекта по реконструкции регионального распределительного центра. Данный проект включен в реестр приоритетных региональных инвестиционных проектов и предполагает расширение площади распределительного центра на 10 тыс. кв. м, оснащение современным складским оборудованием, позволяющим осуществлять хранение товаров с соблюдением различных температурных режимов. Сумма инвестиций составляет порядка 1,4 млрд. рублей. Срок реализации проекта – 11 лет.

− Какие проблемы можете отметить в сфере потребрынка?

— Имеются существенные проблемы с реализацией постановления правительства РФ от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработчиком которого являлся Минпромторг России. Работа по реализации указанного документа в регионах затруднена тем, что на федеральном уровне в нарушение требований пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не определены источники и порядок исполнения документа. Постановлением № 1273 предписано определить в каждом регионе уполномоченный орган с обширным перечнем обязанностей – по формированию перечня торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты; участию в работе комиссий по категорированию объектов, согласованию и хранению их паспортов безопасности; проведению внеплановых и плановых проверок торговых объектов. Например, в Омской области таких торговых объектов более 5000, для исполнения уполномоченным органом установленных документом функций требуется ежегодно бюджетных расходов на сумму не менее 1,5 – 2 млн. рублей.

В настоящее время Минпромторг России разработал проект по внесению изменений в Постановление № 1273, касающихся некоторого упрощения процедур работы уполномоченных органов по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов. Однако вопросы финансирования работы этих органов в документе вновь не отражены. Минэкономики Омской области 23 марта этого года направлены в Минпромторг России предложения и замечания к данному документу.

Отметим, проблемы потребительского рынка регионов, отмеченные в ходе #СПЕЦПРОЕКТа Retail Life, будут активно обсуждаться на стратегической сессии «РИТЕЙЛЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД» в ходе Недели российского ритейла 7 июня 2018 года с 11.30 до 14.30 в ЦМТ (зал «Колизей). Приглашаем всех заинтересованных лиц к участию!

Читайте также:

Пензенская область: Местные производители нацелены на работу с разными форматами торговли

Калужская область: Необходимы законодательные ограничения крупных сетевых форматов

Сахалин жив и без «Магнита»

Оставьте ответ