Сергей Юнг: «В отрасли не хватает квалифицированных кадров»
Директор производственной компании "Обувь России" об ограничениях в обувной промышленности и Fashion-ритейле
Сегодня обувная промышленность в России набирает обороты и начинает развиваться. По мнению специалистов отрасли, производить в России обувь стало выгоднее после девальвации рубля. А если учесть возросшую оплату труда в Китае, а также расходы на доставку и растаможивание, то производство обуви в России не выглядит таким несчастным, как несколькими годами ранее. Что мешает производству российской обуви? С какими проблемами сталкиваются обувные фабрики? Есть ли проблема попадания российского поставщика на полки торговых сетей? Эти и другие вопросы обсудили в интервью с Сергеем Юнгом, директором производственной компании «Обувь России».
— «Обувь России» — это в основном специализированная обувь?
— Спецобувь — это не основное наше направление. Основное — производство обуви в стиле casual, классической обуви, а также обуви из полимерных материалов. Направление специальной обуви появилось у нас в мае прошлого года, сегодня мы его активно развиваем. В общем объеме производства спецобувь занимает далеко не львиную долю.
— Расскажите про фабрики компании «Обувь России» по производству обуви и комплектующих, которые находятся в России.
— Наши производства находятся на двух площадках: в Новосибирске и Бердске. На заводах в Новосибирске производится обувь из полимерных материалов, а также детали низа обуви. В Бердске, городе-спутнике Новосибирска, изготавливается обувь всех типов. Цеха разделяются по методу крепления подошвы в обуви. Например, метод клеевой технологии, при которой подошва приклеивается к верху обуви, метод горячей вулканизации резины на заготовку, а также литьевой метод крепления подошвы, при котором подошва «приливается» и соединяется с верхом обуви на молекулярном уровне. Это наше конкурентное преимущество, потому что в России мало фабрик, которые производят обувь со всеми тремя методами крепления подошвы. Также в Бердске имеется раскройно-швейный цех, который изготавливает верх обуви.
— Какие позиции обуви выгодно отшивать в России? Какие — невыгодно? Почему?
— Однозначно невыгодно шить в России модельную женскую обувь, так как есть серьезные ограничения по сырью и материалам. В России, к сожалению, нет производств, которые могли бы обеспечить потребность обувных фабрик в разноцветных и различных по фактуре материалах. Такого сырья практически нет. А закупать его в Китае, Италии или Турции, потом привезти сюда, при этом оплатить таможенные сборы, далее отшивать модели на предприятиях России — достаточно дорого. В каждой модельной паре женской обуви доля импортных материалов может достигать 100%.
В России выгодно шить спецобувь и обувь стиля casual, потому что у нас есть кожевенные заводы, изготавливающие кожу для такой обуви. Также в России производятся материалы для подошвы: резина, полиуретаны, термопласты. Вообще комплектующие в спецобуви на 70% российского производства, поэтому колебания курсов валют практически не отражаются на себестоимости продукции, если речь идет о краткосрочном периоде. Если же говорить о долгосрочной перспективе, рост курса доллара вызывает увеличение спроса на материалы внутри России. Как результат — цены у российских поставщиков также начинают расти. Кроме того, «химия» у производителей сырья импортная.
Таким образом, обувь, в производстве которой используются преимущественно российские комплектующие, выгодно отшивать в России. Обувь, состоящую прежде всего из импортных комплектующих, выгоднее производить за рубежом. Чтобы успешно конкурировать с товаром из того же Китая, мы пошли по пути автоматизации производства. На сегодняшний день мы обладаем самыми современными технологиями по раскрою материалов и пошиву верха обуви. Автоматические и полуавтоматические швейные и раскройные комплексы дают явное преимущество по скорости выпуска, минимизации брака, отличному качеству пошива и раскроя.
— Есть ли на фабриках российское оборудование?
— Раскройные комплексы закупались в Китае, Тайване и Италии. Швейные комплексы приобретались у израильской компании с производством в Тайване. На сегодняшний день «Обувь России» обладает самым большим парком этих машин в нашей стране. Также на наших фабриках мы используем оборудование производства Германии, Чехии, Испании. К сожалению, в России оборудование для обувной промышленности не производится. Причем так сложилось исторически: в Советском Союзе также практически отсутствовало производство оборудования для обувных предприятий.
— Вы сказали, что производить женскую модельную обувь в России невыгодно. Однако спрос на нее все время растет. Что мешает организовать выгодное производство такой обуви в нашей стране?
— Действительно, данные статистики показывают, что более 70% всей продаваемой в России обуви потребляют женщины. При этом женщины хотят быть модными, а значит, готовы чаще приобретать обувь. Мода меняется быстро, по этой причине производителю необходимо успевать обновлять материалы, их фактуру, структуру, цвета, что необходимо для создания актуальных и разнообразных женских коллекций. При этом на каждую модель женских туфель получается небольшой по объемам заказ: женщины же не хотят ходить в одинаковой обуви. Это невыгодно для предприятий. Производители сырья также не готовы выполнять заказы на сырье в малых объемах.
Поэтому основная причина, по которой в нашей стране непросто организовать выгодное производство женской модельной обуви, — быстрая сменяемость моделей и низкая адаптация рынка. На сегодняшний день у Китая и Италии огромный объем потребления, так как они шьют обувь на весь мир. Например, 2000 пар определенных туфель для России, 20 тыс. пар — для Европы, 20 тыс. пар — для Америки и т.д. В результате набирается 200 тыс. пар на одну модель. Внутри российского обувного рынка невозможно обеспечить такой объем заказа на одну модель.
— Что мешает развитию российского обувного производства? О каких ограничениях хотелось бы забыть?
— Рынок обуви на сегодняшний день разношерстный. К сожалению, все еще достаточно большую долю занимает рынок нелегальной, контрафактной обуви. Сейчас на уровне Правительства РФ, Минпромторга ведется дискуссия о введении маркировки обуви, прорабатываются варианты и механизмы. Наша компания поддерживает эту инициативу, с ее помощью можно будет проследить историю «ботинка» от производителя до покупателя. Эта мера поможет сократить оборот контрафактной обуви в России и сделать рынок более прозрачным.
Также сейчас недостаточно эффективно работает механизм государственной поддержки производственных проектов в сфере легкой промышленности. За все время работы нашей фабрики мы не получали господдержку, так как мы не по всем критериям подходим под действующие программы. На наш взгляд, при принятии решения о поддержке того или иного проекта важны гибкость и индивидуальный подход, так как каждое предприятие имеет свои особенности, общие критерии оценки не всегда работают.
Например, можно смотреть на фактические показатели работы предприятия, что оно сделало для развития того или иного города, местности. Так, на нашей фабрике в городе Бердске в Новосибирской области за два года мы создали 300 рабочих мест, модернизировали производство и приобрели новое оборудование на несколько десятков миллионов рублей, увеличили выпуск не на один десяток процентов. Возможный вариант поддержки — компенсация части затрат предприятия на развитие. Это опыт западных стран, который можно было бы использовать. Для производственного проекта, который находится в инвестиционной фазе, на стадии становления, государственная поддержка была бы очень кстати.
Стоит отметить, что для развития обувной промышленности необходимо развитие рынка комплектующих и сырья. От наличия этого сегмента зависят и запуск новых моделей, и сроки производства. Сегодня по производственному циклу мы отстаем от Китая на два-три месяца, потому что именно столько времени уходит на доставку комплектующих по нашим логистическим цепочкам, так как много сырья приходится импортировать.
Также в отрасли большая проблема нехватки квалифицированных кадров, специалистов. Более 15 лет назад в обувной отрасли фактически исчезло среднее профессиональное образование: в современных колледжах легкой промышленности готовят специалистов только по швейному делу. Поэтому в текущей ситуации нам приходится брать людей «с улицы», не имеющих представления о производстве. Мы их самостоятельно обучаем, и это наши дополнительные затраты.
Также не исчезла проблема попадания российского поставщика на полки торговых сетей. У Минпромторга была идея ограничения сетей по количеству импортных товаров на полках. Нашу компанию эта проблема касается в меньшей степени, так как у нас есть собственная розничная сеть и интернет-магазины, что обеспечивает наше производство заказами.
Интервью подготовлено для журнала «Retail Week [2]»