Retail Life

Факторы-лидеры направили ликвидность из ритейла в новые секторы экономики

На круглом столе «Факторинг в ритейле», прошедшем в рамках НРР, эксперты обсудили актуальные тенденции в факторинге, инфраструктурные решения для финансирования закупок торговых сетей, факторинговые решения для прямого импорта, правовые и налоговые аспекты факторингового продукта.

По словам Дмитрия Шевченко, президента Ассоциации факторинговых компаний (АФК) если в 2016-2017 гг. проникновение факторинга в торговые операции поставщиков организованной розницы достигало 25%, то к 2018 г. факторинг для ритейлеров стал скорее каналом поддержки поставщиков, нежели источником дополнительной маржинальности. «В 2018 году статистически факторинг превзошел розничную торговлю по динамике оборота: 40% против 2,6%. Но в абсолютных цифрах соотношение масштаба рынков идет в пользу ритейла 31,5 трлн руб. против 3,2 трлн руб. в факторинге. По нашим данным за 2018 г. доля поставок ритейла в портфеле рынка факторинга снизилась с 25% до 17%. Причем если на 1 января 2018 г. средний портфель на поставщика составлял 56,3 млн руб., то год спустя он вырос до 132,6 млн руб. При этом число заявленных поставщиков за тот же период уменьшилось вдвое: с 670 до 330», — отметил Дмитрий Шевченко.

По данным АФК в оптовом звене, традиционно ориентированном на поставки в торговые сети, кредитный риск по итогам 2018 года перераспределился в сегменты с нерегулируемой отсрочкой платежа (непродовольственные товары, бытовая техника и электроника), а доля продуктов питания выросла за счет увеличения операций с крупными поставщиками. По словам Виктора Вернова, генерального директора «Открытие Факторинг» это связано с тем, что факторы научились финансировать короткие отсрочки в том числе благодаря верификационным системам, выстраиваемым ритейлерами.

При этом в портфеле факторов доля компаний ритейлеров постепенно сокращается. В частности, по словам Виктора Вернова, если раньше доля поставщиков ритейла в портфеле компании превышала 50%, то сейчас она снизилась до 30% в силу того, что здесь находят для себя другие рыночные сегменты для развития. Еще одна проблема по мнению Виктора Вернова состоит в том, что нет на рынке среднего класса факторов. Есть или десяток «дочек» крупных банков факторов или столько же небольших локальных игроков.

Оставьте ответ