Retail Life

Тезисы пленарного заседания «Электронная торговля в ритейле: драйверы роста». Часть 2

Пленарное заседание, посвященное сфере e-commerce, прошло в первый день работы V Международного форума «Неделя Российского Ритейла-2019», 3 июня. Первую часть тезисов, в которой содержится выступление Алексея Белкина, партнера бизнес-консалтинговой компании McKinsey & Company, можно прочитать по ссылке.

В пленарном заседании приняли участие руководители крупнейших торговых сетей и интернет-магазинов в России, а также представители аналитических центров. Модерировал дискуссию Иван Кургузов, сотрудник Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК).

Модератор пленарного заседания Иван Кургузов, председатель кластера «Электронная коммерция» РАЭК: — Уважаемые спикеры, как вы считаете, если традиционные ритейлеры сейчас не выйдут в онлайн, их аудиторию займут?

Илья Кретов, генеральный директор eBay Россия: — В этом случае «или приспосабливайся, или умри». По многим причинам онлайн действительно будет захватывать всё.

Модератор Иван Кургузов: — Давайте теперь дадим слово сетям. Расскажите, почему именно вы победите.

Леонид Довладбегян, директор по электронной коммерции сети «Перекресток» группы компаний X5 Retail Group: — Я не думаю, что здесь можно говорить о какой-то победе. Наиболее эффективным будет омниканальный формат, поскольку говорить здесь нужно о том, как сделать  удобно покупателю. Если покупателю удобно, как это часто бывает в non-food, забронировать онлайн, посмотреть характеристики, сравнить, а потом забрать в магазине, то нужно понимать, что это работать. И если продавец не имеет такого физического магазина и опции самовывоза, то игрок теряет названную возможность.  А если нет онлайна — теряется точка входа. Продуктовые сети тоже к этому приспосабливаются, пример — Wallmart. Проиграют те, кто будут нетехнологичными, и те, кто не будут понимать customer experience и customer journey. Те, кто это будут понимать, скорее всего, станут омниканальными игроками с развитым мобайлом, физическими магазинами или pick-up поинтами.

Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия: — Это уже происходит, и не только в США. Я недавно путешествовал по отдаленным уголкам нашей страны, был в Хабаровске, и даже там открывается множество пунктов выдачей заказов, а офлайн-магазины закрываются. Ритейлеры начали адаптироваться.

Модератор: — Но, может быть, такая ситуация складывается только в мегаполисах? А в городе с населением меньше 100 тысяч прекрасно себя будет чувствовать офлайновая сеть, магазины шаговой доступности типа «Дикси», «Магнита», «Эльдорадо», и туда сложнее прийти онлайну?

Леонид Довладбегян: — В поселке это будет зависеть от экономики. Если там нет необходимых объемов спроса, то там, возможно, не будет много офлайна. Есть точки притяжения — «Пятерочки», Почта России, и в этих центрах будут концентрироваться и финансовые услуги вроде получения пенсии, кредитования и пункты выдачи заказов. Конечно, там будет выше доля AliExpress’a, потому что его товары дешевле и доступны на Почте России, на которую ходит всё село.

Модератор: — Предоставляю слово Константину Локтеву, который расскажет о сегменте FCMG в онлайн-ритейле.

Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами аналитической компании Nielsen Россия: — Мне бы хотелось начать свое выступление с объяснения того, почему мы решили рассказать именно о сегменте FCMG в онлайн-ритейле. Потому, что всегда присутствует здоровый скептицизм: «всё это здорово, но в маленьких городах работать не будет». Так вот, небольшая преамбула к моему выступлению: откуда берется онлайн? Из тренда на удобство.Онлайн — это очень удобно.

Сегодня FCMG онлайн-продажи составляют 5-6% от мировых FCMG-продаж, и от страны к стране эти цифры заметно различаются. Юго-Восточная Азия, Китай, США, Франция, Великобритания лидируют, Россия пока на уровне 1-2%.

Но онлайн растет быстрее, чем в среднем растет рынок: офлайн растет в среднем на 4%, онлайн на 22%. Именно этим онлайн сейчас и привлекателен для игроков. В ближайшие пять лет онлайн должен удвоиться, но, на мой взгляд, это еще довольно пессимистичная оценка. Ожидается, что 60% онлайн-продаж будут приходиться на США и Китай, но и для России эта тенденция будет иметь большое значение.

Гипермаркеты сейчас находятся не в лучшей ситуации, трафик падает, like for like продажи падают. Люди предпочитают ходить в магазины у дома — это удобнее, и порой дешевле. Означает ли это, что миссия закупок впрок (например, на неделю на целую семью) уходят в прошлое? Нет. Мы недавно проводили исследование с командой из X5 Retail Group, чтобы понять, как различается поведение офлайн и онлайн. Так вот, количество позиций в онлайне как раз соответствует миссии закупа (19-20 позиций в среднем чеке). Технологии дают удобство и экономят время.

Категории с низкой частотой покупки, которые много весят, имеют большой потенциал в онлайне.

Удобство — драйвер развития в онлайне.

Растет доля запросов в интернете, направленных на поиск не конкретных брендов, а категории.

Сегодняшние покупатели в онлайне — это люди, как правило, с более высоким. Они выбирают более дорогие позиции и добавляют больше товаров в корзину, соответственно, средний чек в онлайне выше. Сейчас онлайн выглядит очень привлекательно. Офлайн-ритейлеры запускают онлайн-магазины, а онлайн-ритейлеры начинают осваивать FMCG-категорию.

 

Следующую часть тезисов пленарного заседания мы опубликуем в понедельник, 24 июня 2019. Подписывайтесь на нас в Facebook: https://www.facebook.com/SMIRetailLife

Оставьте ответ