Retail Life!

«Цифровая маркировка как основа экономики доверия»: основные тезисы стратегической сессии

3 июня в Центре международной торговли в рамках V Международного форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла» прошла стратегическая сессия «Цифровая маркировка как основа экономики доверия». Модератором выступил Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково», член Экспертного совета Правительства России. Публикуем основные тезисы сессии.

Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России: «Мы видим систему маркировки как систему, которая в своем потенциале сможет существенно сократить косты компании. И отнюдь не из-за того, что это поможет убрать с рынка нелегальный оборот. Есть масса других возможностей, которые подразумеваются в системе маркировки. Например, мы можем в системе маркировки на каждую единицу товара указывать срок годности. Это позволит автоматически не продавать просроченные продукты, которые в этом случае не пропустит касса.  Продажа просроченного товара в 99% случаев это не злой умысел продавца, а ошибка, человеческий фактор. Система маркировки также позволит автоматизировать процесс присвоения скидок товарам, у которых истекает срок годности (сейчас все эти наклейки с новым штрихкодом приходится делать вручную)».

Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий (компании-частного партнера государства в вопросе цифровой маркировки): «Существует несколько систем маркировок в рознице: система маркировки изделий из меха, «Меркурий» и другие. На уровне правительства было принято решение к 2024 году свести все эти систему в одну, или хотя бы интегрировать их. ЦРПТ сейчас ведет несколько пилотных проектов в разных категориях товара. В ближайшие месяцы перейдет в промышленную эксплуатацию маркировка по лекарствам, а в первом квартале 2020 года – одежда.

На каждом предприятии устанавливается оборудование, которое позволяет устанавливать код маркировки на изделие (DataMatrix код). Для разных категорий товара предусмотрены разные способы нанесения: для фармацевтических препаратов и табака — прямое нанесение на коробку, для обуви и легпрома — нанесение на этикетку. Для импортируемых изделий код должен быть нанесен в стране производства за пределами РФ, и тогда при прохождении таможни импортный маркированный товар становится легальным и выпущенным в оборот.

Система накапливает информацию от нанесения до прохождения через онлайн-кассу. Этот массив информации может быть очень интересен бизнесу, и будет использоваться для аналитики.

Есть возможность гражданского контроля: доступное уже сейчас приложение «Честный знак» позволяет покупателю отсканировать и проверить товар прямо в магазине. Мы рассчитываем запустить геймификацию и награждать пользователей за поиск контрафакта.

С 1 марта начался этап маркировки табачных изделий, и с 1 июля их маркировка становится обязательной. С 1 января 2020 года начнется маркировка лекарств.

Наша задача — не нагрузить производителя, а сделать процессы максимально простыми, и использовать маркировку как драйвер, приводящий к оптимизации и улучшению бизнеса.

Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ: «Процесс модернизации состоит из нескольких шагов. Первое — зарегистрироваться в системе «Честный знак», второе — установить оборудование, и последнее — протестировать систему».

Антон Румянцев, директор оператора фискальных данных OFD.ru: «Сейчас у нас можно посмотреть статус продажи товара и прохождения между дистрибьюторами, посмотреть, был товар продан или возвращен».

Руслан Иванов, директор департамента по работе с ключевыми клиентами платформы ОФД: «Нет ничего страшного в маркировке и для крупного, и для малого бизнеса. Онлайн-кассы позволяют осуществлять процесс без помощи специалистов. Всё достаточно наглядно и заранее продумано».

Оставьте ответ