Система технического регулирования является базовой в борьбе с контрафактом, — Сергей Глазьев
Прогрессивные нововведения, такие как экспортный комплаенс и система маркировки, безусловно, способствуют повышению эффективности борьбы с контрафактом. Однако базовой в этой работе является система технического регулирования, которая, по словам эксперта, до сих пор работает плохо, сообщил Сергей Глазьев, советник президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции, в рамках VI Международного Форума «Антиконтрафакт-2018».
«Ведь с момента запуска в нулевых годах эта система первые 7 лет просто буксовала, и не было создано ни одного технического регламента. Лишь после того, как комиссия таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана) взяла на себя подготовку технических регламентов, дело пошло и сегодня более 50 технических регламентов действуют и являются основой системы технического регулирования, частью которой, по сути, и является система борьбы с контрафактом», — отметил Сергей Глазьев. Однако и сегодня во многом принятые документы и правила остаются на бумаге. Так, по словам советника президента, есть лаборатории, но нет реальных испытаний и ответственности за достоверность испытаний, а полномочия по аккредитации часто делегированы сети коммерческих экспертных организаций. Поэтому введение маркировки в каком-то смысле является признаком того, что государство не справляется с функцией контроля.
При этом системы маркировки и мобильные приложения позволяют провести тотальную маркировку, но при этом необходимо определиться, по какому пути следует идти. Например, если вести тотальную маркировку, то, по мнению Сергея Глазьева, можно сэкономить на всех органах по сертификации.
Эксперт также поделился последними предложениями, которые готовит его группа для президента в части совершенствования системы технического регулирования. Первое, что предлагается сделать, – внедрить реальную систему ответственности всех участников рынка за качество и безопасность продукции на основе прослеживаемости цепочки поставок товаров. Прежде всего аккредитованных организаций, органов сертификации и лабораторий за обоснованность принимаемых ими решений.
Второе – необходимо совместить системы контроля за соблюдением норм техрегулирования государств – членов ЕАЭС. И в пределе данную функцию аккредитации органов по сертификации можно передать ЕЭК, если удастся договориться, чтобы она вела эту сложную и ответственную работу. Но в любом случае следует нужно сформировать механизм совместных оценок и унификацию требований . Ведь между странами нет таможенных границ.
Третье – следует вести единый реестр экспертов органов сертификации, с установлением их персональной ответственности и т.д. При этом как считает Сергей Глазьев, нельзя передавать функцию контроля за безопасностью продукции коммерческим организациям, и следует максимально усиливать функции общественного контроля.