Шувалов поддержал развитие саморегулирования на потребительском рынке
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов поддержал развитие саморегулирования на потребительском рынке в противовес ужесточению торгового законодательства.
Таким образом вице-премьер отреагировал на инициативы Комиссии по применению кодекса добросовестных практик. Комиссия в конце 2017 года возобновила работу и приняла ряд решений в пользу поставщиков продуктовых ритейлеров ради минимизации конфликтов между торговыми сетями и их контрагентами.
Игорь Шувалов считает, саморегулирование на потребрынке обеспечит цивилизованное развитие продуктового ритейла в России. «Возможность совмещения государственного надзора и саморегулирования бизнеса позволяет создать эффективный механизм, направленный на цивилизованное развитие сектора розничной торговли в России», — подчеркнул Шувалов.
Он также отметил важность того, чтобы положения Кодекса соблюдались всеми присоединившимися к нему отраслями и игроками на рынке России.
Ранее на XV заседании комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, в частности, вынесла решение, что практика заключения дополнительных соглашений к договору поставки, изменяющих его существенные условия, ухудшающих положение одной из сторон и содержащих нарушения принципов и норм Кодекса добросовестных практик, является недобросовестной.
Также принято решение считать недобросовестной практику навязывания контрагенту партнера по рекламным, маркетинговым, мерчендайзинговым, логистическим и прочим услугам и/или необоснованного ограничения возможности контрагента выбрать партнера по рекламным, маркетинговым и мерчендайзинговым, логистическим и прочим услугам.
Кроме того, для повышения эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик дополнила принятое ранее решение по типовой ситуации «Информирование контрагента о штрафных санкциях» следующими пунктами:
Считать добросовестной практику формирования торговыми сетями и поставщиками эффективного механизма уведомления контрагента о применении штрафных санкций, их величине и причинах применения (нарушенных условиях договора) в разумные и согласованные сторонами сроки, а также проведения регулярных сверок взаимных расчетов с направлением контрагенту документа, включающего информацию о примененных в отчетном периоде штрафных санкциях и причинах их применения (нарушенных условиях договора), и получения подтверждения получения данного документа от контрагента, которому выставлены штрафные санкции.
Считать недобросовестной практику применения штрафных санкций в отношении прошедших периодов, если выставляющая требования о применении штрафных санкций сторона знала о нарушении договора, которое предполагает применение штрафных санкций, но в разумные сроки не информировала контрагента, которому выставляются штрафные санкции.
Кроме того Комиссия считает недобросовестной практику отсутствия в договоре поставки пункта, указывающего на срок размещения торговой сетью у поставщика первого заказа и добросовестной практику установление неустойки за отсутствие заказа в установленный в договоре поставки срок.
«Вопрос штрафных санкции в договорах стал волновать участников рынка достаточно сильно и то, что нормами саморегулирования теперь детально регламентируются процедуры своевременной сверки и согласования сумм таких взаимных претензий — важно для минимизации конфликтных ситуаций», — отметил глава Роскачества Максим Протасов.