Как известно, результатом внедрения ЕГАИС стало четкое разделение розничного алкогольного рынка на белый и черный. Раньше существовал серый рынок, когда в легальной рознице продавалась нелегальная продукция, и продавец мог об этом не знать. С внедрением в 2016 году ЕГАИС в рознице нелегальная продукция из легальной розницы ушла, заявил Антон Гущанский, начальник Управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования на VI Международном Форуме «Антиконтрафакт-2018».
В настоящее время, кроме защиты в виде самой системы, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) развивает и общественный контроль за продажей алкогольной продукции. Так, службой было разработано мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко», которое позволяет проверять алкогольную продукцию до и после покупки, сообщать о нарушениях и т.п. Приложение реализовано для iOS или Android, в нем зарегистрировано сегодня более 1 млн пользователей. В ближайшее время в приложении появятся новый функционал – пользователи будут получать расширенные сведения по продукции, независимые оценки экспертных организаций о качестве, составе и характеристиках продукции. Пользователи также смогут вести избранную ими «корзину» продукции и отслеживать, где в данный момент эту продукцию можно купить в зависимости от их местоположения. Основная цель – это привлечения пользователей приложения именно в легальную розницу.
Также приложение позволяет отправлять жалобы – на несоответствие качества, отсутствие марок, продажу без ЕГАИС и т.п., которые службой четко отрабатываются. Так, по словам Антона Гущанского, начальника Управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования, в 2017 году поступило более 2 тыс. жалоб, а в 2018 поток снизился до 1,5 тыс. жалоб.