Retail Life!

Ритейл в Японии: взгляд российских экспертов

Большой ассортимент рыбной продукции, «горячие» полки в супермаркетах, компактность стрит-ритейла и отсутствие электронных ценников — члены делегации Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) поделились впечатлениями от рабочего визита в Японию.

Выставка Food Expo Japan 2018

«На выставке Food Expo Japan 2018 – 43-ей международной выставке продуктов питания и напитков — была представлена продукция различных стран, ориентированная на Японию, на японского потребителя. Такие выставки позволяют отследить тренды. Некоторые предложения можно взять на заметку и российским производителям. Кроме того, можно получить контакты иностранных производителей», — рассказал Андрей Карпов, председатель правления РАЭРР.

По словам Шамиля Магомедова, заместителя исполнительного директора РАЭРР, в выставке участвовали производители всех стран и континентов, широко были представлены местные японские производители, особенно в категории «фрэш» и «ультра-фрэш».

Фото: facebook.com/karpov.andre

 

Горячие полки и безрецептурные лекарства

«В Японии мы увидели достаточно оригинальное решение, которое широко не представлено ни в Европе, ни в России — горячие полки. Товар, который стоит на полке, подогревается. Эта продукция уже теплая, и ждать не надо. Теоретически, данное решение очень подходит для России, учитывая особенности нашего климата», — отметил Андрей Карпов. По его словам, в японских супермаркетах уже давно продаются безрецептурные лекарства, а в России данное решение только пытаются реализовать. «В Японии в супермаркетах можно приобрести различные БАДы, косметические средства, капли для глаз и прочее. Все это продается в качестве безрецептурных лекарственных препаратов», — отметил глава РАЭРР.

Фото: facebook.com/karpov.andre
Большой ассортимент рыбной продукции

«Поразило наличие разной морской продукции, а также удивила отлаженность реализации продукции. На полках японских супермаркатах, на рынках широко представлен камчатский краб, который добывается в наших водах, но мы не видим этой продукции, она сразу оказывается на полках японских и корейских супермаркетов», — отметил Карпов.

Шамиль Магомедов рассказал о посещении центрального рыбного рынка в Токио — еще одного варианта торговли. «Жизнь кипела, ежедневно привозится свежая продукция, которую сразу разводят по ресторанам. Ночью выловили, утром продали. Цены намного дешевле, чем в Москве: ниже приблизительно в два раза», — подчеркнул вице-президент РАЭРР.

Фото: facebook.com/karpov.andre
Японские технологии в ритейле

Андрей Карпов отметил, что в технологичной Япония практически не используют электронные ценники. «Везде — бумажные ценники, разных размеров, от маленьких до больших. Мы увидели только один магазин, в котором есть электронные ценники».

Фото: facebook.com/karpov.andre

Денис Васильев, вице-президент РАЭРР, обратил внимание на техническую реализацию работы на кассах. «Японцы делают большой упор на работу с очередями, на быстрое обслуживание клиента. Кстати, в Японии наличные расчеты более популярны, чем оплата картой. При оплате наличными специализированный кассовый аппарат автоматически выдает сдачу. Механизм таков: купюры и монеты ссыпают в кассовый аппарат, который буквально через секунду выдает покупателю сдачу. При этом кассиру нет надобности считать деньги, что, во-первых, исключается момент ошибки, а во-вторых — добавляется скорость. В большинстве торговых точках — работают по такой схеме», — отметил Васильев.

Стрит-ритейл: каждый метр занят

Андрей Карпов отметил развитие стрит-ритейла в городах Японии. «Как правило, объекты стрит-ритейла расположены на первых этажах зданий, это небольшие магазины, кафе. Центр от окраин отличается только тем, что в центре все более цивилизованно, стеклянные витрины, большие помещения, а если проехать дальше от центральных улиц — стрит-ритейл становится грязнее и выглядит чуть похуже». По словам Андрея Карпова, основное отличие японского стрит-ритейла от России — компактность. «Каждый метр занят. Если это кафе, то оно, в среднем, имеет, 10 посадочных мест. Такой стрит-ритейл ожидаешь увидеть где-нибудь на Филиппинах, но не в Японии».

Фото: facebook.com/karpov.andre

Читайте также интервью «Денис Васильев: Японские торговые сети в 19 раз эффективнее российских»

Оставьте ответ