Retail Life!

Как покупка контрафактной продукции связана с терроризмом

Многие случаи, касающиеся нелегальной торговли во всем мире, подтверждают то, что контрафакт чаще всего связана с организованной преступностью, а зачастую и с террористическими группировками, которые таким образом диверсифицируют свои источники финансирования. 

О связи контрафакта и террористических группировок рассказывает также исследование французского Союза производителей (Unifab). Изготовление подделок из простого кустарного производства в небольших подпольных мастерских превратилось в настоящую «промышленную империю», использующую дорогие и современные технологии. Изменив свою природу, контрафакт стал поистине глобальной проблемой. Террористические группировки в настоящее время используют производство и распространение контрафактной продукции для финансирования своих военных операций. 

Изготовление подделок из простого кустарного производства в небольших подпольных мастерских превратилось в настоящую «промышленную империю»

По данным Комиссии Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, в настоящее время контрафакт является вторым по величине источником доходов для преступников во всем мире.

Контрафакт затрагивает практически все рыночные сегменты, от предметов роскоши до товаров массового потребления (продукты питания, лекарства, алкоголь, сигареты, косметика, оборудование, автозапчасти, игрушки, инструменты, средства гигиены, товары для садоводства и т.д.).

По данным компании BrandMonitor, российский рынок контрафактной продукции по итогам 2021 года вырос на 10%, до 6,5 трлн рублей. Львиная доля контрафактных товаров находится в офлайн-точки, при этом основными товарами-подделками являются одежда и обувь люксового сегмента, детские товары и кроссовки. По данным аналитиков, 40% оборота — это продажи контрафактных продуктов питания, 60% фальсификата приходится на непродовольственные товары. Онлайн-продажи контрафакта составляют около 10% оборота.

Компании, которые являются основной целью недобросовестных дельцов, далеко не единственные пострадавшие стороны. Потребители, для которых контрафакт представляет реальную угрозу их здоровью и безопасности, также должны быть осведомлены и предупреждены о случаях распространения подделок. По данным Unifab, почти каждый третий потребитель в мире страдает от использования небезопасной контрафактной продукции. Это представляет собой значительный источник прибыли для международных и местных преступных организаций.

Контрафакт является вторым по величине источником доходов для преступников во всем мире

Государства, являются третьей жертвой распространения нелегальной продукции. «Черный» и «серый» бизнес не платит налоги и пошлины, и в дополнение к такому экономическому урону можно упомянуть социальный — контрафакт уничтожает рабочие места. 

Сети преступных организаций имеют связи с другими видами преступлений, такими как мошенничество, подделка официальных документов, уклонение от уплаты налогов и даже торговля людьми (в основном в целях трудовой эксплуатации). Таким образом, прибыль, полученная от контрафактной продукции, затем используется для финансирования других форм преступной деятельности.

По данным Unifab, почти каждый третий потребитель в мире страдает от использования небезопасной контрафактной продукции

Торговцы нелегальной продукций больше не действуют в одиночку, они вместо этого стали настоящими международными предпринимателями, связанными с чрезвычайно крупными организованными преступными сетями. «Новый облик» организованной преступности все больше напоминает коммерческую компанию с гибкими, адаптивными структурами. Что касается масштабов производства, то в настоящее время такие компании способны производить большое количество контрафактной продукции, что позволяет получать высокую прибыль в очень короткие сроки. Интересно отметить, что преступные организации, занимающиеся производством или реализацией контрафакта в разных странах, развивают между собой более тесное сотрудничество для дальнейшей синергии. 

Согласно отчету неправительственной торговой ассоциации и правозащитной группы FICCI-EY, связь между контрафактными, пиратскими, контрабандными организациями и террористическими сетями основаны на четырех основных моментах.

Первый — оперативная деятельность. Было замечено, что преступная группа D-Company перешла к терроризму, совершив теракты в Бомбее в 1993 году, после того как вложила средства в индустрию контрафактных фильмов.

Второй — логистика. Организованная преступность и террористы находят в области контрафакта новый метод финансирования, более прибыльный, чем другие виды торговли, и это логистика.

Третий — идеология и бизнес. По словам Луизы Шелли, исследователя преступности и терроризма из США, «террористические компании превратились в диверсифицированные транснациональные корпорации, которые, хотя и подчеркивают идеологию, в основном работают как бизнес». 

Четвертый — финансирование. Преступные организации, занимающиеся контрафактом, пиратством и даже контрабандой, преследуют общую цель — оказание финансовой поддержки террористическим организациям.

Преступники, распространяющие контрафакт, адаптируют методы своей работы и маршруты доставки к каждому продукту и национальному законодательству

Несмотря на все опасности, связанные с контрафактом, данная проблема по-прежнему не является приоритетной для многих государств с точки зрения борьбы с организованной преступностью. По данным Unifab, в некоторых странах криминальный аспект даже не принимается во внимание. Безусловно, это серьезный недостаток, который делает подделку очень привлекательным видом деятельности для мошенников и преступников. 

Участие террористических организаций в торговле контрафактными товарами обычно носит двоякий характер. Согласно данным Интерпола, подделка может финансировать террористические группы прямо и/или косвенно. Бывает так, что террористическая группа непосредственно организует производство и управляет им, а также занимается распространением контрафактных товаров, получая от этого прибыль напрямую. Косвенно именно сторонники или члены преступных организаций участвуют в торговле контрафактной продукцией и возвращают свою прибыль террористическим группам. В обоих случаях преступники используют сложные и организованные схемы для продажи контрафактной продукции и используют свою прибыль для совершения террористических актов.

Что предлагает Unifab для более эффективной борьбы с контрафактной продукцией

  1. Гармонизировать международной законодательство.
  2. Осуждать контрафакт как финансовый источник терроризма. 
  3. Увеличивать охват деятельности в Интернете, направленной на устранение контрафакта и предусматривать дополнительные санкции в случае цифровой подделки. 
  4. Расширение прав и возможностей всех посредников в борьбе против контрафакта.
  5. Предоставить профессиональным ассоциациям и объединениям необходимые инструменты для борьбы против контрафакта.
  6. Усовершенствовать технические средства обнаружения подделок.

Оставьте ответ