Retail Life

Инновации помогут выиграть в конкурентной борьбе, — Вадим Капустин, X5 Retail Group

На сегодняшний день у отечественных ритейлеров по-прежнему есть возможность открывать новые магазины, заходить в новые регионы, расширять ассортимент и полочное пространство, но в какой-то момент возможности для экстенсивного роста окажутся исчерпаны, и тогда инновации станут практически единственным способом выиграть в конкурентной борьбе, рассказал в интервью DK.RU рассказал Вадим Капустин, директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group.

Об инновациях

Инновации в ритейле, особенно в последние десять лет за рубежом и в последние пару лет в России, становятся неизбежностью и критическим фактором для движения вперед. Второй фактор — технический прогресс. Есть ощущение, что технологии, особенно в последние лет пять, развиваются с гигантским ускорением. В России сегодня тратится на НИОКР примерно 1% ВВП. Для сравнения — в США и Германии — около 3%, в Великобритании — 1,5%. Страна, которая лидирует по этому показателю — Южная Корея: почти 4% ВВП инвестируется в инновации.

О будущем ритейла

Мы находимся уже в глобальной экономике, и то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет влиять на российский ритейл напрямую. Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат — это люди, которые на машинках ездят из точки «А» в точку «Б». если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату.

Об омниканальности

Набирает силу и тренд омниканальности — сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность — это будущее. И сейчас все ритейлеры экспериментируют в этой сфере.

О сравнении мирового ритейла с российским

По моим оценкам, российский ритейл отстает от мирового ну, может, года на три всего лишь. Причем с учетом больших инвестиций отечественных торговых сетей в венчурные фонды этот разрыв будет постепенно сокращаться. И есть конкретные проекты. Так, есть российский стартап, который разработал прототип умного зеркала: покупатель, не примеряя одежду, может прикинуть, как на нем будут смотреться разные вещи, и тут же оплатить товар. Полагаю, это появится в российских магазинах в ближайшие год-два.

О техническом прогрессе

Многие торговые сети сегодня экспериментируют с кассами самообслуживания, с возможностью отсканировать штрих-код на товаре с помощью приложения на мобильном телефоне и сразу же оплатить его — также через мобильное устройство. Второй путь — установка считывающих сканеров на выходе из торгового зала. Многие покупатели уже сегодня пользуются возможностью бесконтактной оплаты. Но большинство инноваций, конечно, пока не видны рядовым покупателям — они внедряются в технологические процессы торговых сетей и позволяют сокращать издержки, а значит, снижать и стоимость товара на полке.

О компании 

На 31 марта 2018 г. под управлением компании находился 12 тыс. 701 магазин. Сеть включает в себя 11 тыс. 797 магазинов «Пятерочка», 674 супермаркетов «Перекресток», 92 гипермаркета «Карусель» и 138 магазинов «Экспресс». Под управлением компании находится 39 распределительных центров и 3 тыс. 38 собственных грузовых автомобиля на территории России.

Оставьте ответ