INFOLine: федеральные сети FMCG поглотят «регионалов» и «прилавочные» магазины
Федеральные сети FMCG укрепят позиции и продолжат рост на фоне уменьшения доли
традиционных («прилавочных») магазинов и поглощения региональных
торговых сетей, заявил генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной Неделе российского ритейла.
По словам гендиректора INFOLine, одной из ключевых тенденций развития потребительского рынка России в 2018 году стала активная фаза консолидации на рынке FMCG, DIY, бытовой техники,
потребительской электроники и мобильных устройств, сокращение доли
традиционной торговли и динамичный рост online-продаж.
«Процесс консолидации происходит на фоне ужесточения конкуренции между крупнейшими сетями, высокой инвестиционной активности федеральных ритейлеров, роста специальных
сетей в крупных городах и вытеснения менее эффективных региональных
сетей. Все это существенно повышает порог входа в отрасль в будущем», — отметил Иван Федяков.
По его словам, несмотря на сильные позиции лидеров отрасли — крупнейшие торговые сети FMCG TOP-10 занимают долю 29,3% в структуре розничного рынка Food России, при этом среди TOP-сетей наблюдается разнонаправленное движение. Если Х5 Retail Group, «Лента», «Красное&Белое» растут темпами существенно выше инфляции, проявляя инвестиционную активность и наращивая долю в процессе консолидации рынка, то Auchan Retail Россия, ГК «Дикси», Metro Group снизили выручку по итогам года, а ГК «О’КЕЙ» и «Магнит» демонстрируютнегативную динамику сопоставимых продаж, ограничивая инвестиционную активность, за исключением «Магнита», который открыл 2 тыс. магазинов.
«Слабые результаты некоторых TOP-сетей привели к смене менеджмента: так, в ГК «Дикси» перестановки начались с конца 2015 года и продолжались до 2017 года; глава Auchan в России Жан-Пьер Жермен объявил об отставке в июле 2017 года, его место занял возглавлявший Auchan в Румынии и Люксембурге Франсуа Реми, в связи со сменой основного акционера сети «Магнит» в феврале 2018 года пересматривается состав менеджмента сети», — рассказал Федяков.
По мнению главы INFOLine, высокая конкуренция и консолидация рынка требует от компаний исключительно эффективной бизнес-модели, сочетающая сохранение рентабельности действующих магазинов и открытие эффективных новых товарных объектов. Таким образом, долгосрочный успех и устойчивость развития бизнеса торговой сети зависит от двух факторов: соответствия потребительским ожиданиям и эффективности товаропроводящей цепи.
«Агентство INFOLine сохраняет прогноз, согласно которому к 2022 году доля
рынка TOP-10 сетей FMCG может приблизиться к 40%», — отметил Иван Федяков.