Retail Life

Хлебный конгресс на Неделе Российского Ритейла: тренды хлебного рынка

В первый день проходящей в Москве Неделе Российского Ритейла 3 июня состоялась встреча участников российского хлебного рынка на специальном мероприятии – Хлебном конгрессе. Конгресс впервые прошел в этом году и собрал на своей дискуссионной площадке производителей, ритейлеров, экспертов рынка и представителей органов власти.
Большинство современных исследований настроений потребителей показывают, что они сегодня не самые позитивные. По словам модератора конгресса Виктории Давитаия, директора по работе с клиентами GfK Rus, индекс потребительских настроений россиян уже с 3 кв. 2018 г. вошел в «красную зону», и 48% из них считают, что кризис коснулся лично их и не ожидают его скорого окончания. Иначе говоря, половина населения так или иначе свыклось с мыслью, что мы живем в кризисе, который стал новой реальностью. В начале кризиса люди перестали ходить в рестораны, готовили самостоятельно, тогда как сейчас, по данным эксперта, видна обратная тенденция: люди устали готовить и возвращаются в HoReCa. В частности, 46% населения страны регулярно посещают такой формат, как пекарные и булочные. Продукт, который они там покупают, потребляется в точке питания или на ходу, или берется с собой – это в т.ч. замена того хлеба, который раньше употреблялся дома. Еще одним трендом в рознице, по мнению Виктории Давитаия, становятся растущие продажи неупакованного свежего (горячего) хлеба, который оперативно поступает с производства в магазин и воспринимается покупателями как более свежий. В целом, как отметила эксперт, поскольку жизнь заметно ускоряется, хлеб перестает быть обязательным дополнением к любому блюду, и люди употребляют его как элемент блюда быстрого питания, на которое многие и переходят – это сендвичи, бургеры, булочки и лепешки с начинками. И эти сегменты хлебопродуктов растут быстрее других.
Несмотря на изменение долей тех или иных изделий из хлеба, в целом рынок хлебобулочных изделий, по оценке Андрея Мазурина, коммерческого директора ООО «САФ-НЕВА», стабилен и на протяжении 2008-2018 гг. не был меньше 9 млн т (готовой продукции). Характерно, что на 95% рынок представлен активами российских инвесторов, хотя доли различных игроков заметно менялись, и сегодня индустриальные производители занимают на нем более 50%. При этом, по данным, которые привел ведущий научный сотрудник НИИ хлебопекарной промышленности Игорь Шапошников, один из динамично развивающихся сегментов – и в мире и в России – это пекарни при гипер- и супермаркетах. И если массовые сорта хлеба теряют в объемах продаж, то практически все остальные сегменты растут.
Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров, отметил успехи развития малых пекарен. Если в 2015 г. они занимали по производству 17% российского рынка, а по продажам 21%, а в 2018 г. по производству уже 19% и по продажам 25%. Если говорить о структуре рынка хлебопечения, то сегодня (по количеству предприятий) в ней средние пекарни занимают 37%, малые – 35%, пекарни сетевого ритейла – более 12%, пекарни потребительской кооперации – 9%, и индустриальное хлебопечение – 5,4% или более 600 предприятий.
Уникальным опытом работы с хлебной категорией поделился коммерческий директор сети «Лента» Егор Ходырев. Он, в частности, рассказал, что сеть нуждается в партнерах-производителях хлебобулочной продукции, которые могли бы производить продукцию СТМ сети. Как одно из перспективных направлений роста продаж он отметил договора с местными производителями хлеба, благодаря которым в сети реализуются места продаж горячего хлеба, которые пользуются повышенным вниманием постоянных покупателей сети и влияют на их лояльность.
В ходе конгресса было затронуто большо количество тем, в т.ч. эффективная организация сетей пекарен, использования ингредиентов в производстве, тренды здорового питания и многие другие.

Оставьте ответ