Прошедший 19-21 ноября 2018 года в Москве VI Международный форум «Антиконтрафакт-2018» показал, что эффективная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией возможна при активном участии в этом процессе всех стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и регулировании на наднациональном уровне. Обмен лучшими практиками на форуме послужил выработке единых подходов и рекомендаций для стран-участниц ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по данной проблематике. О практическом интеграционном взаимодействии в борьбе с контрафактной промышленной продукцией рассказал Александр Субботин, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК.
— Александр Михайлович, очевидно, что проблема контрафакта носит глобальный характер и должна решаться не только внутри страны, но и на наднациональном уровне.
— Это действительно так. Значительный объем контрафакта на нашем общем рынке Союза – это один из вызовов, на который мы должны оперативно и системно реагировать. Отсутствие таможенных границ не только облегчает торговлю между странами-членами ЕАЭС, но и накладывает огромную ответственность на каждую страну. И четкую систему борьбы с контрафактом следует выстраивать симметрично во всех странах ЕАЭС, а координатором этой работы может выступить Комиссия.
— Чем грозит большая доля контрафакта промышленному развитию стран-членов ЕАЭС?
— Контрафактная продукция мешает устойчивому развитию единого рынка, искажает условия конкуренции, формирует значительный объем выпадающих доходов бюджетов наших государств. Вот несколько цифр. На поддержку легкой промышленности за последние 5 лет странами союза было направлено порядка $2 млрд, а годовой объем рынка контрафакта в этом сегменте оценивается экспертами в $13 млрд, из которых несколько миллиардов не попадают в виде налогов в бюджет государств. Много проблем, связанных с контрафактом, и в других отраслях – в станкостроении, автомобилестроении, производстве с/х-техники. И если представить себе контрафактный автомобиль достаточно сложно, то объем контрафакта на рынке автокомпонентов оценивается в $6 млрд, что составляет треть данного рынка в ЕАЭС. Этот факт оказывает влияние и на смежные отрасли – металлургическую, химическую, электротехническую.
— Какие еще негативные эффекты в экономике связаны с контрафактом?
— Значительная доля контрафакта является серьезным рисковым фактором и не позволяет инвесторам адекватно прогнозировать эффективность и доходность своих вложений в среднесрочной и особенно в долгосрочной перспективе. Это одна из причин, по которой у нас в союзе нет новых масштабных инвестиционных проектов и буксуют некоторые крупные программы по импортозамещению. Необходимо отметить, что промышленность во всех наших государствах осваивает колоссальные объемы государственных субсидий, тогда как контрафакт обесценивает эти меры государственной поддержки, не позволяет обеспечить выполнение требований по локализации, делает неприменимыми на практике меры регулирования.
— Можно привести конкретные примеры?
— Одной из ключевых проблем машиностроения, которая была вынесена на повестку ЕЭК Российской Федерацией, является проблема китайских подшипников. Были зафиксированы попытки поставок подшипников из Китая неизвестного происхождения для оборудования АЭС. Конечно, продукция была своевременно изъята, но можно представить, чем это могло бы обернуться. В отношении китайских подшипников российская сторона предложила продлить действие антидемпинговых пошлин, и Комиссия это решение утвердила. Но проблема стоит, конечно, гораздо шире и исключительно мерами тарифного регулирования проблему не решить.
— Сейчас много говорят о необходимости полной прослеживаемости товаров с целью формирования цивилизованного рынка.
— Создание систем прослеживаемости промышленной продукции должно выступить гарантией прозрачности рынка как для инвесторов, так и для субсидирующих государственных органов. Мы понимаем, что подделка может осуществляться на самих заводах-производителях и на всех последующих этапах цепочек поставок. И здесь нам необходимо общее решение, которое сможет в полном объеме обеспечить контроль на каждом переделе, в масштабе каждой партии, вплоть до изделия. Такое взаимодействие необходимо обеспечить и между поставщиками всех государств. Нужна единая сквозная система прослеживаемости продукции в союзном формате. Считаю, что такой оперативный мониторинг рынка в «высоком разрешении» – до конкретного изделия – может быть реализован как единое цифровое решение ЕАЭС.
— Но обеспечение прослеживаемости важно не только для внутреннего рынка ЕАЭС.
— Непрозрачность рынка – это проблема не только внутренней конкурентоспособности экономики наших государств, но и вопрос экспортных возможностей, а также позиционирования наших производителей и их товаров на внешних рынках, в условиях жесткой конкуренции. Зачастую, с точки зрения зарубежного потребителя, наши союзные товары – это продукция непонятного происхождения и качества. Отсюда барьеры для выхода на внешние рынки и ограничение потенциала наших предприятий. Показательна позиция Евросоюза, активно реализующего свою экспортную политику. Они создали единую систему подтверждения добросовестности своих поставщиков, и основной акцент в ней сделан на полной прослеживаемости товаров от производителя до потребителя.
— Возможно ли такое же решение в рамках ЕАЭС?
— Я убежден в том, что это необходимо. Европейский опыт в скором времени может быть внедрен на просторах Евразийского экономического союза. Мы, в целях развития торгово-экономического сотрудничества с третьими странами создали экспертную группу Проектного офиса по привлечению инвестиций и подготовке предложений по формированию системы экспортного комплаенса.
На днях также появилась информация о том, что Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров предложил рассмотреть возможность создания системы экспортного комплаенса по принципу добровольной сертификации на территории России и затем распространения ее на другие государства-члены Евразийского экономического союза. Таким образом, пилотный проект по внедрению экспортного комплаенса стартует в Российской Федерации.
Указанная система позволит в режиме реального времени отслеживать перемещение товаров и комплектующих на общем евразийском рынке, получать данные по фактическому уровню локализации производства, например, при промышленной сборке, и существенно снижать риски экспортеров готовой продукции на ключевых зарубежных рынках.