Это интервью директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекса Дмитрий Русаков дал накануне Международного Форума электронной коммерции и ритейла ECOM & RETAIL WEEK, состоявшего в Москве 8 – 9 октября 2024 года.
— Как вы оцениваете рынок ECOM-а в России? Замедлятся ли темпы роста или наоборот, потенциал не исчерпан?
— Рынок ECOM-а не замедляется, а преобразовывается. Всё больше компаний осознаёт, что без электронной коммерции и присутствия в интернете у бизнеса нет больших перспектив. Игроки, которые раньше чувствовали себя хорошо исключительно в оффлайне начинают развивать разные форматы онлайн-каналов. И наоборот – игроки, которые работали изначально исключительно в онлайне, думают о перспективах присутствия в офлайне. Если же говорить о чистом ECOM-е, то рынок будет расти, хотя и не такими значительными темпами, как раньше. Какие-то игроки будут развиваться быстрее, а какие-то — медленней. Но все будет зависеть от профессионализма, экономической конъюнктуры и бизнес-стратегии самих компаний.
— За счет каких категорий или регионов возможен рост рынка электронной коммерции?
— Центральный федеральный округ остается по-прежнему наиболее активным с точки зрения покупательской способности. Это преимущественно города-миллионники, в которых раньше всего появились форматы быстрой доставки широкого ассортимента товаров. Рост рынка будет происходить, конечно, за счет масштабирования логистических мощностей и увеличения скорости доставки в менее крупные города и населенные пункты. Электронные сервисы для потребителей становятся всё более разнообразными, понятными и востребованными. Считаю, мы наконец-то прошли тот самый начальный этап, когда потребители выражали определенный уровень недоверия к ECOM-у, их не покидало ощущение неуверенности – привезут тебе то, что ты заказывали или нет. Потребовалось несколько лет, чтобы покупатели выработали новую привычку.
— Доверие потребителей к ECOM — один из трендов тех изменений, которые произошли в электронной коммерции за последние годы. А какие ещё изменения покупательского поведения влияют на развитие ECOM?
– Прежде всего, расширение категорий. Давайте вспомним, что изначально происходило в онлайне. ECOM развивался благодаря нескольким крупным компаниям, у каждой из которых была своя торговая специфика. Один игрок Директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекса больше специализировался на одежде, другой — на электронике и технике и т.д. Сейчас в ECOM-е появляются новые тенденции. Каждый маркетплейс инвестирует большое количество ресурсов в те товарные категории, которые развивают онлайн-продажи. Для Яндекс Маркета, например, фокусными категориями являются: товары для детей и дома, одежда, косметика и товары для красоты. Еще одна проявляющаяся тенденция – увеличение продаж в тех категориях, которые раньше не были востребованными в онлайне (мебель, товары для строительства и т.д.). Благодаря увеличению ассортимента и продавцов, прежде всего, в указанных категориях, будет расширяться электронная торговля.
— А вместе с этим будет расти и число поставщиков, которые будут отправлять на электронные площадки товары, благодаря низкой цене входа?
– Не устаю повторять, что ECOM создал весьма интересную ситуацию. Как только появляется относительно дешёвый способ начать бизнес с уля, то становится все больше предпринимателей, склонных рисковать, двигаться вперед и пробовать новое. Тем более, сейчас довольно насыщенный информационный фон – появилось большое количество блогеров, которые популяризируют продажи в онлайне и электронную коммерцию как отрасль в целом. Да, цена входа в ECOM ниже, чем в офлайне: тебе не надо создавать огромный склад, или делать большой запас товаров.
— Поделитесь секретом: на чём держится ваша стратегия? Что вы для себя считаете главным для развития ECOM?
– Маркет стремится совершенствовать уже имеющиеся решения таким образом, чтобы покупатель находил и получал все необходимые товары – быстрее, удобнее и дешевле. Например, в городах-миллионниках у нас есть доставка «по клику». Как она работает? Сначала вы заказываете товар, он приезжает в ближайший к вам пункт выдачи (ПВЗ) Маркета или даркстор Яндекс Лавки. А потом, когда вам удобно, вы нажимаете кнопку в приложении, и через пятнадцать минут курьер приносит заказ. Маркет также активно совершенствует рекомендательные технологии. Персонализированный подход к покупателю пытаются разрабатывать абсолютно все компании. Ведь уровень сервиса для ECOM-а – это вовсе не то, как чудесно выглядит твой магазин, какой в нем чистый пол, хороший свет и красивые полки. Для покупателя важно именно удобство пользования платформой. Для наших партнеров мы стараемся упростить внутренние процессы в части добавления товаров на витрину маркетплейса, получения денежных средств; также разрабатываем механики, которые помогают стимулировать рост продаж и увеличивать количество покупателей. В августе Яндекс Маркет разделил общие карточки товаров на маркетплейсе. Теперь продавцы могут самостоятельно управлять своим контентом: указывать характеристики товара, выбирать его категорию, подбирать и загружать контент в карточки, наконец – принимать решение, могут ли другие продавцы копировать их карточки. Еще – с 16 сентября мы обнулили комиссию для новых продавцов в быстрорастущих категориях. Все продавцы, которые зарегистрируют кабинет на Маркете и начнут продавать товары из категорий «Одежда, обувь и аксессуары», «Аксессуары», «Товары для дома», «Детские товары», «Товары для красоты» до конца февраля 2025 года получат специальный тариф за размещение на витрине — 1 рубль. Предложение действует для уже зарегистрированных партнеров, которые вернулись на сервис после 3 месяцев перерыва в продажах, а также для тех, кто расширит свой текущий ассортимент товарами из указанных категорий, которые пользуются высоким спросом.
— А какие тренды с продуктами питания в ECOM?
– В последнее время мы выделяем несколько трендов в сегменте доставки. Один из них – рост более молодой аудитории (71% пользователей доставки – молодежь до 35 лет), для которой доставка – уже ежедневная рутина. Видим, что в особенности растёт интерес к категории завтраков – например, пользователи всё чаще заказывают горячий кофе. Готовая еда постепенно встраивается в повседневную жизнь — это удобное безопасное решение для широкого круга потребителей. Мы фиксируем высокий потенциал в рынке готовой еды и полагаем, что темпы роста в ближайшие несколько лет будут только усиливаться. Скорость доставки – по-прежнему ключевой фактор при выборе ресторана или магазина, причем часто он важнее стоимости доставки. Также наблюдаем бурный рост в регионах, некоторые города растут кратно. Доставка не кажется людям чем-то особенным; у них растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним формирует новую модель поведения потребителей.
— В какие сервисы и технологии онлайн-торговли Яндекс Маркет предпочитает инвестировать в первую очередь?
– Компания инвестирует в развитие фокусных категорий (привлечение как покупателей, так и продавцов), увеличение способов быстрых форматов доставки, финтех-инструменты, а также роботизацию складов и рекомендательные алгоритмы. Не секрет, что раньше сервис воспринимали как онлайн-площадку по продаже электроники. Но теперь на Маркете много ассортимента из разных категорий, продажи которых только растут. Так, например, товарооборот одежды и обуви на сервисе увеличился в 2,5 раза год к году; товары для дома – в 1,6 раз; электроника – в 1,7 раз; товары для красоты и детские товары – в 1,4 раза.
— Если говорить о технологиях: где та грань предиктивной аналитики, персонализации, которую нельзя переходить, чтобы не нарушить личное пространство покупателей?
– Сейчас разрабатываются всевозможные кодексы этики по использованию искусственного интеллекта, которые должны дать ответ на этот вопрос. При этом сложно провести четкую границу. То, что считалось десять лет назад как «нельзя», сейчас уже «можно». Я думаю, что лет через пять будет активная дискуссия на эту тему. Причём уже даже далеко не на уровне маркетплейсов. Будут спорить о том, что же это на самом деле такое — персональные данные, искусственный интеллект, предиктивные технологии, в каких случаях их можно использовать, а в каких случаях нельзя. Подождём, пока будем двигаться от кейса к кейсу.
— На Ваш взгляд, регулирование ECOM — это неизбежность или назревшая необходимость? Насколько Ваша компания открыта к диалогу для выработки оптимального решения?
– Я бы не ставил вопрос именно так. Что значит «неизбежность или необходимость»? Несколько лет назад я заявлял на разных публичных площадках, что регулирование преждевременно для ecom отрасли. Это был сложный период для онлайн-торговли, мы только начинали формироваться. Сейчас моя позиция заключается в том, что регулирование нужно. Его не нужно затягивать и пытаться регулировать отрасль верхнеуровнево, крупными мазками. Давайте относиться к электронной торговле как к самостоятельной и быстро растущей отрасли. Маркетплейсы достигли определённой зрелости, и теперь ситуация требует регулирования. Вопрос лишь в параметрах этого регулирования. Например, когда регулировали торговые сети, то их регулировали лишь в той части, где у производителей и участников цепочки снабжения от поля до прилавка возникали существенные проблемы. Регулировали исключительно продовольственную розницу, а вот непродовольственная розница в большинстве категорий как не попадала под требования закона «О торговле», так и продолжает не попадать. Поэтому если сейчас есть определённые вопросы к тому, как и почему работают маркетплейсы, то нужно выбрать область регулирования конкретно маркетплейсов как наиболее крупных игроков на рынке электронной коммерции. Мы за то, чтобы регулирование состоялось как можно быстрей. И начинать надо с маркетплейсов – товарных, продуктовых и т.д. Регулирование необходимо, но, повторяю, вопрос в параметрах этого регулирования. Давайте сделаем так, чтобы отрасль понимала правила игры, но чтобы это не мешало её росту, а также развитию конкуренции.
(Интервью опубликовано в журнале Retail Week (спецвыпуск к форуму ECOM & RETAIL WEEK 8 – 9 октября 2024 года).
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.