Цифровая экономика и российский ритейл: контакт найден
В декабре 2016 года в Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин назвал быстрое внедрение цифровых технологий ключевым вопросом обеспечения конкурентоспособности нашей экономики. С января 2017 года рабочая группа из 150 экспертов занялась формированием цифровой экономики. Цифровизацию активно внедряет и российский ритейл.
В новых цифровых реалиях – новые риски
Для формирования цифровой экономики необходимы определенные условия и инфраструктура, такого мнения придерживается заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев. По его словам, государственная программа «Цифровая экономика» рассчитана на срок до 2024 года и положит начало множеству проектов. Поскольку такая экономика создаст новые риски, важной задачей является защита инфраструктуры и информации. Ключевой актив цифровой экономики — данные, как пользовательские, так и коммерческие, которые нужно защищать от киберугроз и несанкционированного использования, — отметил Козырев.
В планах ведомства сформировать центры компетенций по отраслям, с созданием так называемых цифровых платформ.
В цифровых платформах будут по-новому организованы бизнес-процессы — к ним сможет подключаться неограниченное количество участников, рассказал Козырев. По его словам, создание таких платформ будет закреплено за бизнесом. «Необходимо создать такие условия, чтобы бизнесу было выгодно инвестировать в эти платформы. Отраслевые платформы, в свою очередь, будут пристыковываться к госпрограмме как к базовому модулю. В частности, с Минпромторгом определяем стратегию развития e-commerce, которая также будет продолжением развития программы «Цифровая экономика», — резюмировал он.
Цифровые технологии в реалиях России
Специалисты уверены, электронная торговля не заменит традиционную – более реальный вариант в слиянии этих направлений. Глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев привел в пример магазин Amazon Go, в котором нет касс, кассиров и наличных платежей. Все строится на комбинации трех технологий — компьютерного зрения, интеграции датчиков и глубинного обучения. Технология Just Walk Out автоматически определяет, какие продукты были взяты с полок, поставлены назад, и ведет подсчет виртуальной корзины.
Ритейлеры отмечают, в связи со снижением покупательской способности населения, сегодняшний покупатель стал более рациональным. По мнению Евгения Бутмана, председателя совета директоров компании IDEAS4RETAIL, именно цифровые технологии предоставят возможности для анализа качества и цен на товары, удобства и мест покупок, сервисов. Таким образом рационализм покупателя будет поддержан.
Частью цифровой экономики является электронная коммерция, в частности маркетплейс. По словам Максима Гришакова, руководителя «Яндекс.Маркета», если на маркетплейсе много товаров по низким ценам, много продавцов, то там будет и много покупателей, в свою очередь, продавцы смогут больше продавать и т.д. Однако, пока оборот электронной торговли в России составляет около 1 трлн руб., или 3% от общего объема российской торговли. По мнению Гришакова, одна из главных — неразвитость логистической инфраструктуры. «Очень немногие интернет-магазины инвестируют в собственную логистическую инфраструктуру. А именно это позволяет качественно и своевременно выполнять заказ и приближать товар к покупателю. Но это очень дорогая история», — рассказал он.
Будущее — за омниканальностью!
Говоря о цифровой экономике в ритейле, специалисты отрасли имеют в виду не столько онлайн-торговлю, сколько цифровизацию жизни в целом — вхождение в ежедневную обыденность каждого человека цифрового контента, сервисов, коммуникаций. По словам Евгения Бутмана, за последние годы произошел резкий скачок в цифровизации населения. «Выходя из дома на прогулку с сыном, я смотрю на смартфоне прогноз погоды, сколько времени у меня займет маршрут через парк, какие и где расположены детские площадки… Сегодня это часть образа жизни. Меняется покупатель, и мы, ритейлеры, тоже вынуждены меняться. Думаю, очень скоро общим местом в резюме при приеме на работу станет цифровая грамотность», — рассказал он.
По мнению Евгения Бутмана, будущее — за омниканальностью. При этом новая цифровая реальность предоставляет большие возможности для конкурентоспособности компаний. Работа с покупателем в таком цифровом контексте повышает требования к скорости обслуживания, смене коллекций, условиям доставки и т.д. При этом каждая компания вырабатывает собственную цифровую стратегию.
Омниканальная модель в российских компаниях, занимающихся ритейлом, становится обыденностью. Теперь каналы общения с покупателем все больше взаимосвязаны: офлайн и онлайн продажи поддерживают друг друга. Также многие российские ритейлеры организуют работу офлайн-магазинов как точек самовывоза при заказе товаров в интернете. Доставка на дом, на PickPoint или в пункт самовывоза также активно практикуются ритейлерами. Сегодня компании внедряют новации, при которых у каждого продавца сети есть гаджет с приложением, позволяющий получать актуальную информацию о товаре. Каждая операция производится «в одно касание». Динамика использования приложения анализируется.