Retail Life!

Андрей Даниленко: Торговая сеть никогда не откажется от своей прибыли

В России происходит вечный спор между производителями продуктов питания и торговыми сетями, агрохолдингами и фермерскими хозяйствами, отраслевыми союзами и министерствами. О том, как нелегко в России быть производителем и почему не работает закон о торговле, в блиц-интервью рассказал Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолоко».

— Почему торговые сети обирают производителей? И принесли ли положительные изменения поправки в законе о торговле?

— После внесения новых поправок в закон о торговле, все ожидали, что жизнь наладится — получилось хуже.

— Торговые сети стали «тянуть» одеяло на себя по другим схемам?

— Торговая сеть никогда не откажется от своей прибыли. Она всегда придумает, каким образом дополучить ресурсы. И если раньше это было хоть как-то упорядочено, то сейчас стало менее упорядочено. Например, ограничили рекламные акции в магазине. А для регионального завода рекламная акция в магазине более важна, чем для крупной компании, у которой ежедневно идет федеральная реклама по всем каналам.

Я не знаю ни одну страну в мире, где бы торговые сети жили в мире с поставщиками. Есть два подхода. Первый – Советский Союз, но это дефицит. Второй – дикий рынок, где торговые сети имеют более сильные позиции. Единственный позитивный опыт в этой дилемме – опыт независимых арбитражей, где можно оперативно выносить и решать споры.

— Как решаются спорные вопросы между производителями и торговыми сетями в России?

— Поставщик подает в ФАС на какую-то торговую сеть, а ФАС рассматривает дело полгода. За это время производитель «вылетает» из сети и разоряется. Поэтому отечественный производитель не будет подавать никуда жалобу, он лучше мирно договорится.

В России должна появляться многоформатная торговля: передвижная торговля, семейные магазины, киоски и так далее.

— Поддержат ли инициативу о многоформатной торговле на законодательном уровне?

— Пока инициатива отдана на откуп субъектам РФ. Каждый субъект делает то, во что горазд. Альтернативы нет и это проблема. А надо развивать больше других форматов торговли, тогда и для торговых сетей будет больше конкуренции. И они бы так не зажимали производителей.

Если бы у нас были кооперативы, как в других странах… Суть такова: производитель является членом крупного кооператива, и этот кооператив является еще и переработчиком.

— Почему так трудно возродить кооперацию?

— В России не доработано законодательство. И быть членом кооператива менее выгодно, чем учредителем акционерного общества, потому что каждый член кооператива несет индивидуальную ответственность за всю деятельность кооператива.

— Агрохолдинги забирают львиную долю господдержки? Это справедливо?

— Для того, чтобы получать определенную господдержку, компания должна соответствовать определенным требованиям и критериям, должна иметь определенную инфраструктуру. Да что там греха таить — юристов и финансистов. Поэтому у агрохолдингов естественно больше возможностей. При этом существует отдельное направление поддержки КФХ, которая идет целевым образом на малые формы.

 

 

Оставьте ответ