Retail Life!

Агентство «Левада-Центр» исследовало готовность ритейлеров к работе с маркированной продукцией

Агентство «Левада-Центр» при поддержке IT-компании «Атол» провело исследование готовности бизнеса к переходу на работу с системой обязательной маркировки товаров «Честный ЗНАК». Данные исследования были озвучены на конференции в МИА «Россия сегодня».

По словам руководителя проектов «Левада-Центр» Оксаны Гребень исследование проводилось для того, чтобы выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о введении маркировки товаров в России и узнать степень их осведомленности об изменениях, проекте, готовности к ним, и отношении к нововведению.

В исследовании приняли участие 500 респондентов из сферы ритейла, подавляющее большинство которых (89%) хорошо осведомлены о введении маркировки или, по крайней мере, что-то слышали об этом проекте (49% всех опрошенных). Только 11% сказали, что впервые слышат о введении маркировки. При этом наибольший процент тех, кто хорошо осведомлен о маркировке, среди предпринимателей сферы табачной торговли (49% из всех ответивших, относящихся к этой сфере торговли) и сферы неспециализированной торговли, где кроме товаров повседневного спроса, продаются обувь и/или табачные изделия (46%).

Почти половина опрошенных (45%) сказали, что еще не начинали искать информацию о маркировки товаров. Те, кто сказали, что уже искали информацию, в качестве источников называли прежде всего сайт Центра развития перспективных технологий (22% всех опрошенных), поисковые сервисы интернета (21%) и сайты поставщиков решений (20%).

Большинство опрошенных затруднились назвать оператора проекта маркировки (63% по всей выборке), однако еще 29% ответили, что оператором является Центр развития перспективных технологий, 6% считают, что это ФНС, а 3% – Минпромторг. Аналогичные результаты были получены об осведомленности о способе регистрации в системе маркировки Честный ЗНАК – 69% от всех опрошенных не знают, как регистрироваться в системе Честный ЗНАК, а 31% сказали, что знают, как зарегистрироваться.

Представители сферы торговли отмечают, что есть некоторые пробелы в информировании о введении маркировки, и они хотели бы получать более подробную информацию (87% предпринимателей назвали типы сведений, о которых они хотели бы знать подробнее).

Введение маркировки решает в первую очередь повышение налоговых выплат, считают 37% от всех представителей розничной торговли, усиление контроля рынка государством (36%) и защиту покупателей от контрафактной продукции (33%), уход с рынка нелегальных торговцев (22%). А 10% предпринимателей видят в этом возможность для развития честного бизнеса и 9% отметили, что не понимают, какие вопросы решает маркировка.

39% предпринимателей сказали, что за последние два года сталкивались как покупатели с нелегальными контрафактными товарами. В то же время, 41% предпринимателей замечали, что покупатели уделяют внимание проверке подлинности товаров (просят сопроводительную документацию на товар). Более половины всех предпринимателей (55%) считают, что размещение в магазине материалов, сообщающих о продаже только легальных товаров, является конкурентным преимуществом.

Большая часть предпринимателей (76% по всей выборке) имеет онлайн-кассы, у 7% предпринимателей есть касса, но она не передает данные онлайн, а еще 17% предпринимателей ответили, что в их магазине нет кассы, так как они являются самозанятыми или работают на патенте.

В магазинах 38% предпринимателей есть 2d-сканеры штрих-кода, 17% ответили, что используют обычные сканеры, 41% не используют никакие сканеры и 4% сказали, что не знают, какие именно сканеры штрих-кода используются в их магазине. Среди тех, кто не использует на кассах магазинов сканеры штрих-кодов (41% по общей выборке), чуть больше половины предпринимателей (57%) считают, что покупка одного сканера обойдется им в сумму до 4000 руб. При этом 28% оценивают затраты на покупку сканера штрих-кода в сумму менее 2000 руб., почти столько же (29%) считают, что необходимо будет заплатить от 2001 до 4000 руб. Каждый пятый (20%) считает, что на его покупку потребуется от 4001 до 6000 руб.

«Объем рынка касс в России — 2,5-2,6 млн штук. За последние два года наша компания поставила на рынок более 1 млн касс. По нашей оценке, суммарные расходы 95% ритейлеров составят всего 5-7 тысяч руб.: эти расходы пойдут на приобретение 2D-сканера и обновление программного обеспечения», — сказал председатель совета директоров IT-компании «АТОЛ» Алексей Макаров.

По данным исследования 53% предпринимателей опасаются, что вряд ли обойдется без сложностей при введении маркировки, несмотря на длительный пилотный проект. Только 14% предпринимателей полагают, что риски сбоев в поставках будут существенно снижены, а еще треть опрошенных (33%) считают, что удастся обойтись без сбоев в поставках, однако они нуждаются в дополнительной информации для того чтобы делать выводы.

Около половины опрошенных в сфере торговли табаком и неспециализированной торговли (53%) знают, что магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года, а еще 37% предпринимателей затруднились ответить.

Почти треть опрошенных предпринимателей сферы торговли табаком и сферы неспециализированной торговли (30%) осведомлены о том, что с 1 июля 2020 года вступает в действие запрет на оборот, производство и продажу сигарет без маркировки, а 50% затрудняются ответить.

Оставьте ответ