Retail Life

Виктор Вернов: Рынок факторинга систематизируется

Год пройдет под знаком «тонкой настройки» в цепочке «поставщик — фактор — торговая сеть»

Став новым источником ликвидности и удешевив транзакции, факторинг уверенно увеличивает проникновение в российский ритейл. Одной из тенденций 2018 года станет расширение области применения онлайн-факторинга — от крупных федеральных сетей к локальным. Об этом, а также об общей ситуации на рынке факторинга поговорили с Виктором Верновым, генеральным директором компании «Открытие Факторинг».
— Как, по вашим оценкам, меняется спрос на факторинг в ритейле?

— Спрос на факторинг в российском ритейле близок к насыщению и соответствует уровню, характерному для стран Западной Европы. До 15% всех кредитных продуктов, используемых в ритейле, имеет отношение к факторинговым решениям.
Сегодня это высококонкурентный рынок, работать на котором могут факторы, обладающие доступными финансовыми ресурсами и с высокой степенью автоматизации бизнеса. Растет прозрачность взаимодействия факторов и дебиторов по взаимозачетам и урегулированию бонусов и иных платежей. Например, если еще недавно они закладывались в ставку, то сейчас управление процессом зачетов является обязательным условием конкурентного предложения.
Дальнейшее проникновение услуги будет обеспечено внедрением факторинга в обслуживание поставок в локальные торговые сети. С учетом этого драйвера рост рынка факторинга в ритейле в 2018 году составит 5–10%.

— Что сдерживает проникновение услуги в сферу ритейла?

— Глобальные проблемы для факторинга в ритейле уже решены на законодательном уровне либо находятся в процессе решения (в стадии рассмотрения Госдумой РФ). На сегодняшний день между факторинговым сообществом, объединениями ритейлеров и поставщиков налажен конструктивный диалог в отношении операционных деталей, вытекающих из особенностей трехстороннего взаимодействия.

Факторинг — сервисный для ритейла финансовый инструмент, поэтому проблемы ритейла затрагивают и его развитие.

К таковым мы относим неурегулированные вопросы момента и порядка перехода прав собственности на товар, вопросы обмена подтверждающими поставку документами, в том числе в электронной форме, вопросы учета и контроля встречных требований участников торговой деятельности с учетом положений Закона о торговле.
При этом необходимо отметить, что по каждому из указанных вопросов уже существуют лучшие практики, которые совместными усилиями, в том числе с привлечением регуляторов, могут быть распространены на всех участников рынка, например, посредством нормативно-правовых актов Правительства РФ.

— Насколько факторинг сейчас конкурирует с банковским кредитованием?

— Факторинг и банковское кредитование уже давно не являются конкурентами ни в финансовой системе, ни в ритейле. И торговые сети, и поставщики сегодня рассматривают традиционное кредитование как источник финансирования основных средств, реализации инвестиционных программ. Факторинговое финансирование, в свою очередь, служит источником средств для сохранения баланса между кредиторской и дебиторской задолженностью ритейлеров, для поставщиков же факторинг — это надежный инструмент беззалогового финансирования оборотного капитала на период отсрочки платежа, предотвращения кассовых разрывов и защиты от рисков неплатежа.
Факторинг и кредит сегодня на равных (в том числе в плане стоимости для потребителей) представлены в арсенале торговых сетей и поставщиков. В будущем мы ожидаем дальнейшего развития факторинга в ритейле, чему будет способствовать цифровизация торговой деятельности.

— Какие, например, возможности для этого вы видите?

— Например, при замене бэк-офисов ритейлеров такими интегрированными IT-решениями, которые обеспечат онлайн-доступ к информации о товародвижении и расчетах по поставкам. В этом плане кредитные ресурсы будут способствовать внедрению таких решений быстрее и эффективнее.

— Какие тренды определяют развитие рынка в этом году?

— Год пройдет под знаком «тонкой настройки» механизмов взаимодействия в цепочке «поставщик — фактор — торговая сеть». Рынок систематизируется. Почти у каждого дебитора есть свои либо автоматизированные решения, либо предложенные факторами, связанные с учетом встречных прав требования и взаимозачетов. Рынок стал очень конкурентным и управлять рисками только за счет ставки уже невозможно.

Мы также видим тенденцию на сокращение отсрочек в food-ритейле, но за счет возможностей факторинга мы можем эту отсрочку выравнивать и даже удлинять, предоставляя так называемый период ожидания. Это становится настолько востребованной услугой, что многие федеральные сети просят зафиксировать эту возможность в виде отдельных соглашений, тем самым добиваясь увеличения периода оплаты и оборачиваемости своей дебиторской задолженности.
Уже этом году мы увидим единую факторинговую платформу с понятным клиентским предложением и очевидной выгодой для покупателя. Пока торговым сетям приходится работать с тремя-пятью программными решениями, чтобы управлять взаимоотношениями с различными финансовыми организациями, на что тратится колоссальное количество ресурсов. Это еще один важный шаг по цифровизации рынка.

— Как меняется структура спроса на факторинг в ритейле?

— На примере портфеля «Открытие Факторинг» могу сказать, что доля ритейла в структуре общего объема финансирования поставщиков достаточно стабильна, а срок жизни клиента достаточно велик. На торговлю, к которой мы относим в том числе сетевой ритейл и интернет-торговлю, на конец I квартала 2018 года в нашем портфеле приходилось порядка 70% сделок.
В спектре новых клиентов начала расти доля таких областей ритейла, как поставки электротоваров, спортивного инвентаря, сфера услуг (логистика, транспортировка, ремонт), оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и товарами животного происхождения, поставки автотоваров, продуктов пчеловодства и изделий народных художественных промыслов, поставки различных аксессуаров и бижутерии. При этом доминирующий спрос по-прежнему определяют клиенты в сегментах продуктов питания, fashion-индустрии, бытовой химии и косметики.

— Растет ли спрос на реверсивный факторинг (при котором к банку обращается не поставщик товаров, а покупатель — сеть), какие возможности он открывает для крупных торговых сетей?

— Реверсивный факторинг в целом на рынке носит характер субститута кредитных продуктов. Спрос, безусловно, есть, но, как правило, речь чаще всего идет о точечных сделках с федеральными сетями на значительные суммы и по ставке, опирающейся на публичные рейтинги самой сети.

— От чего зависит процентная ставка по факторингу для поставщиков продукции в торговые сети и для самих ритейлеров?

— Рынок финансирования поставок в сеть чрезвычайно конкурентен. Сравнение по ставкам в целом дает ровную картину по рынку. Ключевое отличие — качество верификации и работа с бонусами и возвратами. Поэтому наилучшую ставку получат регулярные поставки, без значимого сезонного фактора, верификация по которым идет в том числе с учетом встречных требований. Перевод верификации в ЭДО-форму также способствует снижению стоимости.

— Какие продукты пользуются повышенным спросом ритейла и поставщиков?

— Локомотивом — как годом ранее, так и сейчас — являются два основных продукта: регрессный и безрегрессный факторинг. Мы видим, что доля «безрегресса» растет в новых сегментах, так как поставщики понимают ценность страхования рисков и привлечения фактора как переговорной стороны при получении средств от дебитора.

— Есть ли вопросы по факторингу, которые требуют дополнительного обсуждения между поставщиками и ритейлерами?

— Есть много вопросов, касающихся нового регулирования факторинга в Гражданском кодексе РФ. К этим изменениям, на наш взгляд, в равной степени должны быть подготовлены как поставщики, так и торговые сети. Эти темы мы будем обсуждать на экспертной сессии «Факторинг в ритейле: инновации и лучшие практики», которая пройдет на Неделе российского ритейла.

*Интервью опубликовано на партнерских отношениях с журналом Retail Week, официальным изданием Недели российского ритейла

Оставьте ответ