Николай Арефьев: Надо ограничить доступ иностранных сетей на российский рынок
«При регистрации иностранных торговых сетей необходимо создать условия, которые будут выгодны России»
В России возрождают производство. За три года продуктового эмбарго аграрии нашей страны наладили выпуск отечественных продуктов питания. Немного господдержки и кредитов по адекватным ставкам – и «вуаля» – отстроены теплицы, заложены сады, в два раза сокращены поставки импортного продовольствия. В частности, по данным Минсельхоза, доля импорта в потреблении свинины сократилась в три раза (в 2013 году она составляла 26%, в 2016 году — 8%), мяса птицы — в 2,5 раза (до 5%), в два раза сократился ввоз импортных овощей (в 2013 году — 866 тысяч тонн, в 2016 году — 463 тысяч тонн). На этом фоне Николай Арефьев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает устроить «импортозамещение» в сегменте торговых сетей. Почему депутат выступает против иностранных ритейлеров, в чем видит коррупционную составляющую и почему ритейл — «политический вопрос», обсуждаем с ним в интервью.
— По вашим словам, для преодоления экономического кризиса в стране необходимо создать национальные торговые сети. Как это взаимосвязано?
— На сегодняшний день 82% всего торгового оборота в России принадлежит иностранным сетям и только 18% — оборот отечественными товарами.
Я предлагаю создавать национальные торговые сети с целью реализации отечественных товаров. Без создания собственных сетей мы не сможем доводить до потребителей отечественные товары, как промышленные, так и сельскохозяйственные.
Заметьте, отечественные торговые сети, а вернее сказать магазины, располагаются в основном на селе, в сельских районных центрах, в общем там, куда еще не добрались федеральные ритейлеры. География расположения наших «сетей» – Сибирь и Дальний Восток. Там микроскопический товарооборот, который зиждется в основном на товарах народного потребления. В таких мегаполисах как Москве, Санкт-Петербург, где мэры разрушают отечественные магазины и ларьки экскаваторами, иностранные сети проплачивают определенные мероприятия, чтобы искоренить наши магазины и занять их место.
Мы все время говорим о падении производства и в общем, экономики. Она так и будет лежать «на дне» пока у нас будут работать иностранные торговые сети. Их у нас более 30 штук: среди них Ашан, Metro, Ikea и другие. Эти торговые сети могут сколько угодно «лапшу на уши вешать», но я четко знаю, что они реализуют российскую продукцию в минимальных объемах. Они до сих пор завозят все из-за рубежа, несмотря на санкции. В результате у нас происходит утечка капитала: сети как пылесосы высасывают наши деньги, увозя их за границу.
Возле моего дома есть сетевой магазин. Если там и можно найти наш продукт, например, отечественный лук, то он там весь в земле: вам нравится российское – берите! Спрашиваю: почему такой лук? Они в ответ: это наши фермеры привезли. Эти сети воспитывают у российского народа отторжение от собственной продукции. Согласно закону 10% продукции в торговых сетях должно быть российского производства, но ритейлеры берут негодную продукцию. Однако я лично знаю фермеров, которые поставляют великолепные продукты.
В этом году я проехал шесть регионов: Астраханскую область, Республику Калмыкию, Волгоградскую, Ярославскую, Саратовскую области и Краснодарский край. Во всех регионах по одну и другую стороны от магистрали в шалашах стоят наши отечественные «супермаркеты». Почему наши предприниматели продают продукцию края на рынках в шалашах, а импортная продукция реализуется под кондиционерами в зеркальных супермаркетах? Мы не наладим собственное производство в нужных объемах, пока не наладим сбыт.
Считаю, сейчас импортная продукция еще и не качественная. Я купил тестер для определения количества нитратов. Проверяю продукцию. В импортных овощах и фруктах – завышен показатель нитратов, в наших – все в норме.
— Какие инициативы готовите на законодательном уровне? Ожидают ли корректировки закон о торговле?
— По моему мнению, надо пересмотреть закон о торговле, ограничив доступ иностранных торговых сетей на российский рынок, ужесточив систему регистрации. При регистрации иностранных торговых сетей необходимо создать им условия, которые будут выгодны нам: по ценам, по объемам, по распространению в России. Конечно, они заинтересованы торговать в мегаполисах, поэтому необходимо законодательно установить такие условия, чтобы сети открывали определенные форматы и в малых населенных пунктах.
— Насколько слова о коррупционной составляющей актуальны?
— Если в стране осталось всего 18% отечественного товарооборота – разве это не коррупция?! Разве наши руководители, губернаторы не понимают, что давать такие привилегии нельзя. Иностранная торговая сеть нашими товарами торговать не будет, и она ими и не торгует.
Почему в Москве рушат наши магазины? Значит, проплатили. Почему у нас иностранным торговым сетям дают лучшие помещения и площадки под магазины, своим – нет. Потому что идет коррупционная сделка и она имеет уже политическую окраску. Зарубежная сеть может все магазины закрыть, так уже было в 1917 году, когда все лавки закрыли и народ голодал. Сейчас также могут закрыть сети или поднять цены до небес и ничего с этим сделать будет невозможно.
— Многие торговые сети утверждают, что они российские.
— Это не так, потому что контрольные пакеты акций принадлежат либо Нидерландам, либо Голландии, либо Франции, они просто перемешались с нашими.
— Какую национальную торговую сеть можете привести в пример?
— Никакую. У нас просто разрозненные точки, мелкий бизнес. Единственная торговая сеть, которая сохранилась — потребкооперация. Правда она попала под приватизацию. В некоторых районах сельской местности она еще работает, влача жалкое существование.
За 25 лет рыночной экономики многие осознали, не надо ждать, что рынок что-то отрегулирует, надо создавать госпрограмму и организовывать конкуренцию иностранным торговым сетям. Конечно, я не сторонник того, чтобы правительство сегодня же подписало указ о закрытии иностранных сетей. Надо развивать собственные торговые сети, конкурирующие с иностранными. Для этого нужна политическая воля.
— Есть утверждение, что России надо заниматься более солидными вещами, в частности – производством, разрабатывать космические программы, новые технологии. Ритейл сюда явно не вписывается.
— Безусловно высокими технологиями заниматься надо и это должно быть основой нашей экономики. Но чем заниматься в отдаленных селах и моногородах? В советское время была местная промышленность, которая давала рабочие места по интересам народа. Есть Палехская живопись, Хохлома, есть народно-художественные промыслы. Экономика должна быть разноплановой, чтобы обеспечить работу по интересам народа и продукцию по интересам покупателей. К примеру, в моем регионе, на «Газпроме» работают всего три тысячи человек, а область растянулась на 600 км и там проживает миллион людей. Чем им заниматься? Конечно, Россия должна заниматься космосом и другими технологичными проектами. Но, чем будут заниматься люди на селе? Мы должны сознавать, что страна должна обеспечивать себя всем необходимым, чтобы не зависеть от поставок Запада и иметь свои проводящие сети. Неужели санкции нас ничему не научили? Прикажут – и закроют все иностранные торговые сети, устроят голод!
— Торговые сети руководствуются идеей прибыльности. Могут ли они закрыться на основании чьего-либо приказа?
— Могут! Это нам внушили, что на Западе существует демократия и свобода, на самом деле там полное засилье олигархических интересов. Все покупается и продается. Ну, а тех, кто сопротивляется, уничтожают без всякой жалости.
— Кстати, наши торговые сети за рубежом не присутствуют. Это факт.
— Ну, если у нас внутри страны нет торговых сетей, то откуда же они возьмутся за рубежом? За рубежом только одна российская торговая сеть – нефтяная. Мы давно стали сырьевым придатком Запада, это надо сознавать!