Одной из актуальных тем, которая обязательно озвучивается в рамках «Недели Ритейла» последних лет — это онлайн-рынок фармы.
Согласно данным RNC Pharma, по итогам I-II кварталов 2021 года объем онлайн-продаж лекарств и другого аптечного ассортимента составил 94,2 млрд руб, что на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
20 крупнейших игроков сегмента суммарно обеспечивают выручку в размере 75,5 млрд руб., что соответствует 80% от общего объема операций на российском онлайн-рынке фармы. При этом доля топовых компаний продолжила сокращаться, даже несмотря на серьезную динамику большинства игроков в первой двадцатке.
Лидером ТОР20 компаний eСom-сегмента фармрозницы стала Apteka.ru, которая контролирует 4,1% общего объема всех продаж рынка. За полгода через неё стал доступен заказ в 4,5 тыс. аптеках. К тому же стартовал процесс интеграции бизнеса «Эркафарм», в том числе за счет ребрендинга отдельных аптек в Apteka.ru.
На «Недели ритейла-2021» в рамках сессии «Pharma online, что дальше: новые игроки, электронные рецепты, региональная логистика?» Федор Вирин, партнер аналитической компании Data Insight, представил данные фармацевтического рынка в онлайн-сегменте.
Эксперт отметил, что в 2020 году в интернет-аптеках, входящих в ТОП1000 российского eCommerce, было оформлено 79 млн онлайн-заказов на 133 млрд рублей. Средний чек составил 1 690 рублей. При этом это ниже, чем темпы роста рынка eCommerce в целом (+78% по заказам и +58% по объему продаж в рублях). Как минимум 3 года (2017-2019) ePharma росла в ~2 раза* быстрее, чем eCommerce в целом.
Федер Вирин рассказал, что из 54 интернет-аптек, входящих в ТОП1000 онлайн-ритейлеров, менее половины (46%) зарегистрированы в Москве или Московской области На втором месте среди макрорегионов (17%) — Приволжский ФО (в т.ч. 2 из топ-5 игроков зарегистрированы в Перми), 26% приходится на восточные макрорегионы — по 9% на Урал и Сибирь, и 7% — на Дальний Восток.
В 2022 году международный форум «Неделя Ритейла» состоится в восьмой раз, и пройдет с 6 по 9 июня в Центре международной торговли в Москве.