По сравнению с прошлым годом доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, делающих покупки в интернете, выросла на десятую часть и составила 42% — это в 2 раза больше, чем в 2015 году. Такие данные приводятся в исследовании «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus.
Доля онлайн-покупателей от всех жителей России 16–55 лет
Основные причины, по которым россияне делают покупки в интернет-магазинах, не меняются: это кажется рациональным способом распорядиться своими деньгами и временем. Около 60% опрошенных называют преимуществом возможность сравнить цены и купить товар дешевле, чем в обычном магазине. Почти половина респондентов говорит о том, что им нравится, что можно изучить отзывы других людей, делать покупки в любом месте и в любое время и не тратить силы на поездки по магазинам. Каждый третий опрошенный сделал последнюю онлайн-покупку со смартфона или планшета. По сравнению с прошлым годом доля таких заказов выросла в 1,5 раза.
Доля респондентов, сделавших последний заказ в интернет-магазине с мобильного устройства
Среди категорий, онлайн-спрос на которые растет быстрее всего, — товары повседневного потребления: продукция для ухода за маленькими детьми, еда и напитки, хозтовары, бытовая химия и посуда. В 2019 году эти товары заказывали на 30% больше опрошенных. Медленнее всего увеличивается спрос на декоративную косметику и парфюмерию (+4%), а также на мобильные устройства (+9%).
Доля респондентов, купивших хотя бы один товар из данной категорий в течение 12 месяцев
Популярность предоплаты банковской картой растет: если 2 года назад этим способом хотя бы раз за год воспользовалась половина покупателей, то в этом году уже почти две трети. При этом доля респондентов, которые назвали этот способ наиболее удобным, выросла совсем немного – с 25% до 27%. Больше всего людей называют предпочтительным способом оплаты расчет по карте при получении товара, и их доля растет: в прошлом году так ответили 36% покупателей, в текущем — 43%. Воспользовались этим способом 48% опрошенных.
Доля респондентов, хотя бы раз в течение 12 месяцев воспользовавшихся данным способом оплаты в российском интернет-магазине
Самый распространенный способ доставки — самовывоз: из магазина, пункта выдачи или постамата. Хотя бы одним из этих вариантов пользовались больше 90% опрошенных. Посылки в постаматах получает пока сравнительно небольшая часть онлайн-покупателей, однако их доля растет — в этом году она превысила 20%. И если по результатам прошлогоднего исследования этот способ доставки называли предпочтительным 6,5% респондентов, то в этом — уже 11%. Другие популярные варианты доставки, наоборот, стали называть самыми удобными немного реже.
Доля респондентов, хотя бы раз в течение 12 месяцев воспользовавшихся данным способом доставки из российского интернет-магазина