Необходима защита прав потребителей в рамках ЕАЭС, — Петр Шелищ
В настоящее время национальные законодательства по защите прав потребителей в странах-членах ЕАЭС не предусматривают наличие механизма и процедур досудебного восстановления прав потребителей одной страны, нарушенных действиями или бездействием хозяйствующих субъектов другой. В условиях формирования единого экономического пространства это становится препятствием для осуществления потребительских прав. Как напомнил Петр Шелищ, председатель Союза потребителей Российской Федерации, подобная ситуация сложилась в странах ЕС в 1980-х годах, результатом которой стало создание в 1992 году Международной сети защиты потребителей и исполнения решений.
После этого потребители могут подать жалобу в соответствующий орган своей страны, который является членом сети, и он перешлет ее в орган страны поставщика товара или услуги, к которым возникла претензия. Получив ее, последний начнет осуществлять посредничество в разрешении спора. Сегодня европейский потребитель может подать жалобу и в электронной форме, после чего она размещается в сети и становится доступной всем участникам. И хотя национальный орган по защите прав потребителей не имеет полномочий по возмещению ущерба зарубежному потребителю, но угроза применения им определенных административных санкций стимулирует недобросовестных поставщиков добровольно возмещать такой ущерб.
По мнению Петра Шелища, в рамках ЕАЭС следовало бы создать аналогичную систему в два этапа. Сначала принять решение о ее создании и утвердить состав участников, в числе которых могли бы быть представители органов власти и национальных союзов потребителей. При этом ЕЭК могла бы утвердить форму трансграничной претензии, которая бы заполнялась на языке страны потребителя и переводилась на язык страны поставщика претензионного товара. Также на этом этапе должно быть осуществлено широкое информирование потребителей о появлении такого нового механизма внесудебного урегулирования трансграничных претензий. На втором этапе можно создать информационную база данных, где потребители получили бы возможность подачи претензий в электронном виде. При этом, как считает руководитель Союза потребителей Российской Федерации, первичную оценку трансграничной претензии и взаимодействие с поставщиком могли бы взять на себя национальные союзы потребителей, а при возникновении их спора с поставщиком роль арбитра при согласии поставщика могли бы осуществлять госорганы.