Retail Life

Гармонизация налогового законодательства — инструмент в борьбе с антиконтрафактом

В рамках  VI Международного Форума «Антиконтрафакт-2018» прошла секция «Гармонизация налогового законодательства как инструмент в борьбе с нелегальным оборотом подакцизных товаров на территории государств-членов ЕАЭС».

«Несмотря на то, что в силу специфики производства пивоваренной продукции на российском рынке сегодня практически отсутствует контрафактное пиво, в отрасли возрастает риск развития нелегального сегмента. Под нелегальной продукцией в данном случае мы понимаем ту, с которой не уплачен акциз в бюджет Российской Федерации, в том числе «перетоки». На формирование «перетоков» повлияли рост ставки акциза на пиво в России порядка 1000% с 2006 по 2017 год на фоне невысоких доходов и снижающейся покупательская способность населения, а также развивающийся товарооборот в странах ЕАЭС, в каждой из которых ставки акцизов и стоимость производства отличаются» — сообщила в ходе выступления Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group.

«Мы полагаем, что гармонизация налогового законодательства может стать необходимым инструментом в борьбе с незаконным оборотом подакцизных товаров в странах Таможенного союза. По нашему мнению, Правительствам стран Евразийского экономического союза стоит выстраивать акцизную политику таким образом, чтобы стимулировать население к изменению типа потребления в пользу натуральных слабоалкогольных напитков, в том числе, стремясь к соотношению 1:3 в размере акцизов на пиво и крепкие алкогольные напитки. Вместе с тем важно понимать, что гармонизация налогового законодательства – это требующий времени процесс и он должен быть направлен на выравнивание ставок в рамках индикативного коридора, при котором будут созданы конкурентные условия для локальных производителей» — подчеркнула Ирина Федорова.

«При этом, не нужно ожидать в качестве результата гармонизации установление единых ставок акцизов во всех странах ТС. Ставки могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону на 10-15%, возможно применения сценария индикативного коридора. Однако подобного сокращения разницы ставок будет достаточно для того, что «перетоки» стали невыгодны недобросовестным участникам рынка. Важно также принимать во внимание следующее: существенное и резкое повышение акциза на локальном рынке — это большая угроза с точки зрения фискальных интересов и безопасности продукции» — резюмировала спикер.

Косарев Игорь, президент Союза производителей алкогольной продукции, отметил, что за период с 2015 по 2018 гг. на 35% увеличилась легальность продукции, а за прошедший год принято 18 законопроектов. Эксперт подчеркнул, что контрафакт от общего количества производства составляет 10-15%.

Олег Барвин, руководитель Департамента по нормативному регулированию ЗАО «БАТ СПб», рассказал, что за несколько лет ситуация движется лавинообразно, а также указал на разницу в акцизах: цены — 35-45 рублей в Белоруссии, 85-90 рублей- в России. По его словам, риск перетока продукции минимален: границы открыты, санкции 5 000 рублей для физического лица. Он также особо подчернул необходимость гармонизации акцизов и привел пример Казахстана: нелегальная продажа составляет 3%, нелегальные акцизы 7,5-8% (16 млрд).

Груздев Василий, директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Дж.Т.И. Россия», считает, что в нашей стране не должно происходить индексации, в идеале должны быть индексационные ставки. Кроме того, спикер особо отметил необходимость упорядочить контроль марок, ужесточить наказание и создать электронный риэстр.

По словам Сергея Слипченко, генерального директора ООО «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг», гармонизация налогового законодательства является политическим решением, так как есть возможности, чтобы договориться между странами, входящими в ЕАЭС. «Акцизные ставки должны соответствовать доходам населения», — представитель компании, указав на особую важность отслеживать движение груза, так как инода продукция без акциза не доезжает до центра назначения. В Омске, например, продается сербский контрафакт. Механизмом урегулирования проблемы является депозит, уплата налогов и акцизов, которые вернут по достижении товаром места назначения.

Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации, утверждает, что важна не марка, а маркировка: QR-коды (система шифрования) даже при взломе легко заменяется, криптовалюта- наше будущее, возможно появление крипто-алкоголя. «Маркировка может резко сократить контрафакт, экспортируемый за рубеж», — высказал мнение Евений Бушмин. По его словам, цифровая марка должна быть и на табаке. Нужны побудительные мотивы: в экономическом смысле продажа, не прошедшая легализацию, должна быть важна на гос «верхушке», лучше продавать у себя с минимальным риском, чем прогореть на экспорте, отметил сенатор.

Оставьте ответ