Причиной снижения цен в категориях «одежда» и «обувь» на российских маркетплейсах стал разрешённый Минпромторгом в 2022 году параллельный импорт.
Сегодня на маркетплейсах отмечается значительное расширение каталога предлагаемых товаров. Причём фиксируется не только увеличение объёма предложений, но и наличие в каталоге ранее недоступных для российских покупателей товарных позиций.
После запуска параллельного импорта был исключён дефицит по отдельным категориям товаров, в итоге весьма сильно выросла конкуренция. В то же время региональный режим исчерпания прав под угрозой штрафа и взыскания компенсаций не позволял независимым импортёрам приобретать товары у собственных дилеров за рубежом и ввозить их в Россию.
В иной ситуации оказались крупные международные компании-импортеры, получившие возможность определять ассортимент и цены на реализуемую в ЕАЭС продукцию по своему усмотрению. Это и определило в конечном счёте ситуацию со снижением цен на одежду и обувь, реализуемые на маркетплейсах.
Как отмечают в Федеральной антимонопольной службе, в последние годы ведомство последовательно выступало за введение параллельного импорта на территории России. Применительно к рынку розницы это означает, что продукция, приобретённая за рубежом, поступает в российскую торговлю, минуя официальных дистрибьюторов зарубежных брендов. Преимущество такого импорта – цена: без посредников и дополнительных наценок товары становятся дешевле и доступней, чем при классической схеме импорта.
Возможность доставки товаров из-за рубежа в больших объёмах и по приемлемым ценам определила высокую конкурентную среду среди поставщиков. А маркетплейсы отреагировали на это снижением цен по определённым товарным позициям.