Минпромторг России предложил правительству повысить с 2018 года утилизационный сбор на легковые машины на 87–125%, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник на рынке. По словам «источника», сильнее всего мера скажется на импортерах, поскольку российским автоконцернам утильсбор неофициально компенсируют. Официально чиновники Минпромторга эту информацию пока не подтвердили, но и не опровергли. Решения правительства по этому поводу пока нет.
Утильсбор повлияет на концерны, отстроившие свои заводы в России, но пока импортирующие часть моделей автомобилей. В частности, речь идет о BMW, Nissan, Renault, Toyota, VW Group. Повышение утильсбора для автомобилей может негативно повлиять на восстановление рынка, считают эксперты. Более того, вероятен рост цен на машины.
По мнению Сергея Канаева, главы Федерации автовладельцев России (ФАР) в связи с повышением утилсбора в 2018 году может ожидаться не только повышение цен, но и снижение спроса на автомобили, которые попадут под сбор. Утилсбор ударит и по потребителям, и по производителям, которые внутри страны локализуют производство. Канаев убежден, в конечном счете, утилсбор ударит и по налоговым отчислениям. «Минпромторг поднимает утилсбор, чтобы увеличить поступления в бюджет, но, тем не менее, это снизит количество бюджетных поступлений на фоне падения спроса», — пояснил Сергей Канаев.
По словам Канаева, Минпромторг пытается остановить продажи китайских и дешевых южнокорейских атомобилей. Но они и так дешевые и утилизационный сбор не повлияет на продажу этих автомобилей. А вот автомобили премиум-класса и хорошего качества эконом-класса будут продаваться меньше. Такая ситуация через три-пять лет может сказаться на общей безопасности на дорогах. «Это снизит запас безопасности, накопленный с 2000 по 2014 годы, когда люди покупали хорошие безопасные автомобили», — заключил Сергей Канаев.
По мнению исполнительного директора Объединения российских автопроизводителей Игоря Коровкина, повешение утилсбора плохо скажется для потребителей. Все зависит от того на какую линейку автомобилей выставят сбор. Если утилсбор вырастет для машин недорогих, ВАЗовских и эконом-класса, то это плохо. «Если утилсбор примут, то рост на автомобили обеспечен, потому что заводы будут платить его явно не из собственной прибыли, которой и так нет. Пока ситуация не понятна. Сложно говорить, не видя документ», — резюмировал Коровкин.
Отметим, последнее значительное повышение ставки утильсбора на автомобили происходило менее двух лет назад. Тогда сбор повысили на 65%. Также с 2018 года будут повышены акцизы на машины, что, по мнению экспертов рынка, скажется на ценах.