Сергей Лисовский: Необходима доработка законодательства о торговле
Сенатор рассказал, какие законодательные инициативы на очереди
После 25 лет пребывания России в рыночной экономике, открытых российских рынков, безграничного импорта продовольствия, а также вступления России в ВТО отечественные производители остались «за бортом». Спасательным кругом для них в 2014 году стали санкции. Эти и другие внешние ограничения, напоминающие больше «волю свыше», стали идеологической, а далее и практической возможностью появиться российским продуктам на полках супермаркетов. Теперь у потребителей есть выбор: купить молоко от транснациональной корпорации или из отечественных небольших хозяйств. Удалось этого достичь за счет инициатив и риторики политиков, которые направили страну в русло импортозамещения, мотивировали розничную торговлю размещать на полках российские продукты. О новых законодательных инициативах в сфере ритейла, в частности, о запрете возврата продукции ритейлерами поставщикам и производителям, о качестве продуктов питания в России, а также о товарах СТМ поговорили с Сергеем Лисовским, первым заместителем председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
О навязывании дополнительных услуг поставщикам
Хотя торговое законодательство изменилось (прим. ред. – речь о поправках в законе о торговле), однако, поскольку был учтен не весь пакет предлагаемых нами поправок, его действие недостаточно эффективно.
В целом ситуация улучшилась, но осталась главная проблема — навязывание дополнительных услуг поставщикам. Казалось бы, если данный вид услуг прописан в договоре поставки, то навязывания нет. Но все понимают, что договор не подписывается без маркетинговых услуг, и производитель вынужден на них соглашаться. При этом когда производитель пытается доказать в суде фиктивность услуг, сделать это при нынешней редакции закона очень сложно.
Необходима доработка закона, чтобы производители могли убедительно доказывать в суде свои права и имеющее место навязывание услуг. Это очень серьезная проблема.
О законопроекте, обязывающем крупные сети брать выходной
Над законопроектом, обязывающим крупные сети, которые достигли 25% доминирования в отдельных регионах, не работать один выходной, работа ведется. Однако, до конца марта мы отложили эту тему.
Отмечу, аналогичный закон о запрете работы магазинов по воскресеньям был принят в Польше. Также в Индии рассматривают закон о шестидневной работе магазинов.
О регулировании отношений в мире
Практика показывает, что производители и ритейлеры не могут договариваться между собой о взаимной выгоде. И это не не только российская, а и мировая проблема. Так, в 2016 году ООН проводила исследование, в заключении которого было отмечено, что без законодательного регулирования равноправных отношений между ритейлерами и поставщиками быть не может.
О снижении качества продовольствия
Торговые сети в некоторых моментах провоцируют снижение качества продовольствия. На фоне падения покупательской способности и нежелания терять маржу сети понуждают производителей снижать цену поставки. А стоимость снижается только за счет качества, поскольку все остальные резервы на сегодняшний день исчерпаны.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать разные формы торговли и передавать долю рынка среднему и малому торговому бизнесу. В свою очередь это можно сделать, лишь ограничив работу крупных форматов, гипермаркетов. Во-вторых, следует добиваться снижения торговой наценки сетей либо налоговым регулированием, либо законодательно.
Отмечу, что в розничных сетях в снижении цен не заинтересованы ни владельцы, ни менеджмент. Первые получают прибыль, вторые — бонусы. В результате, даже если у производителя цена снижается, это никак не транслируется на цену товара на полке. Исключение редки и касаются сезонных колебаний цен.
О запрете возврата ритейлерами нереализованной продукции
Ситуация привлекла внимание, когда произошли вопиющие случаи с возвратом поставщикам до 50% хлебобулочной продукции. Мы выяснили, что зачастую большой возврат — это результат недостатков в работе менеджеров в ритейле, которые не заинтересованы в снижении возврата. В то же время во всех договорах поставки отмечено: если сеть делает заказ, поставщик не может отказаться от поставки, хотя понимает, что часть товара ему потом могут вернуть. В результате ошибки в объемах заказов брали на себя поставщики. Сейчас мы инициируем запрет на возврат продукции поставщикам.
Кстати, поставщиков стращали, что в случае введения запрета у них сократятся объемы поставок. Стоит отметить, что часть сетей, в т.ч. Х5 Retail Group, сами отказались от возврата хлебобулочных изделий. Оказалось, что объемы продаж даже увеличились — и потерь меньше, и возвратов нет. Когда менеджеры стали отвечать за возврат и точнее рассчитывать покупательский спрос и объемы заказов, выиграли все — и сети, и поставщики, а главное покупатели.
Мы планируем распространить данное решение на все группы товаров. В конце марта будут ответы по законопроекту из регионов. Напомню, что законопроект одобрен в профильных комитетах Госдумы и прошел обсуждение в Совете Федерации. Поэтому планируем выносить его как закон на первое чтение для дальнейшего принятия.
О ситуации на рынке продовольственных товаров
В целом, российские производители могут производить качественные товары, причем, что очень важно, стандартного качества. Из основных проблем отмечу главную — это снижение покупательской способности населения. Другая важная проблема заключается в использовании торговыми сетями рыночной силы для давления на поставщиков с целью снижения входной цены товаров.
О товарах под собственной торговой маркой (СТМ)
Еще одна проблема, которая также напрямую влияет на качество товаров — производство товаров СТМ, которые сети протекционистским образом продвигают. Дело в том, что для их производства обычно скупается некондиционное сырье среднего и низкого качества. При этом продукция продается по цене, приближенной к брендовой. В тоже время розничные сети имеют с этого товара гораздо большую прибыль и продвигают их. В результате производитель ограничен в продаже собственных брендов, а покупатель разочаровывается в качестве товаров. Это проблема мировая — комиссия ООН отметила, что в отношении товаров СТМ сети осуществляют протекционистскую политику, продавая под собственным брендом товар среднего качества по достаточно высокой цене.