Retail Life!

Санкционные войны: Навигационный акт 1651 года

Сегодня Россия пребывает в условиях торговых ограничений, наложенных на нее США и странами Евросоюза в связи с событиями на Украине. Ряд секторов российской экономики находится в положении лимитированных возможностей для реализации своих целей и задач. Отечественный бизнес призван справляться с оформленными извне трудностями, в том числе посредством реализации программы по импортозамещению.

В июле 2014 года 44-й президент США Барак Обама издавал указы, ограничивающие торговую и экономическую деятельность российских промышленных предприятий и крупных кредитных организаций.  

В это время под ограничения попали такие российские компании, как «Роснефть», «Новатэк», «Внешэкономбанк», «Газпромбанк», «Сбербанк России», «Банк Москвы», ВТБ, «Россельхозбанк», Российский национальный коммерческий банк, «Алмаз-Антей», «Калашников», НПО «Базальт», «Уралвагонзавод» и Объединенная судостроительная корпорация, а также авиакомпания «Добролет». В том числе был введен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические сектора России, а также на добычу на территории РФ нефти и газа.

Такой агрессивный способ экономической борьбы датируется далеко не сегодняшним днем. Экономическое и торговое противостояние государств по такому типу происходило и ранее. 

«Закон об увеличении судоходства и поощрении судоходства в этой стране» был принят английским парламентом, руководимым на тот момент Оливером Кромвелем, 9 октября 1651 года. Этот законодательный акт был направлен на снижение доли участия в мировом товарообороте со стороны Голландии, господствовавшей в то время на океане и, в значительной мере, реализующей мировую морскую торговлю. 

По данному документу, который позже стали называть Навигационным актом, реализовывалась протекционистская государственная политика Англии, основывающаяся на принципе национальной торговли, по которому английская торговля и рыболовство должны осуществляться на английских судах. 

Впоследствии она стала расширятся и конкретизироваться законами о судоходстве 1660, 1663, 1673 и 1696 годов, и просуществовала до 1849 года, когда были отменены эти установления по возобладании философии  свободной торговли, повлиявшей на изменение международной экономической политики Англии.

В первом Навигационном акте 1651 года, направленном против Голландии, устанавливался запрет для иностранных судов на перевозку товаров из Азии, Африки или Америки в Англию или ее колонии. По нему, в английских портах принимались только суда с английским владельцем и большей частью английского экипажа. Европейские суда могли заниматься импортом своей продукции, но они не могли осуществлять перевозку товаров в Англию из третьей страны.

«Никакие продукты и товары, произрастающие, производимые и вырабатываемые в Европе или в какой-либо ее части, с первого декабря 1651 г. не должны ввозиться и доставляться в это государство Англию или в Ирландию или в иные земли, острова, плантации и территории, принадлежащие английскому государству или состоящие в его владении, ни на каком корабле или кораблях, судне или судах, кроме тех, которые принадлежат действительно и без обмана лишь гражданам английского государства, как действительным их собственникам и владельцам, и ни на каких иных судах, за исключением тех иностранных кораблей и судов, которые действительно и правильно принадлежат гражданам той страны или местности, где произрастают, производятся или вырабатываются означенные выше товары, или тех портов, куда означенные товары могут быть доставлены или обыкновенно первоначально привозятся для дальнейшей перевозки», – следует из Навигационного акта.

Помимо этого, Закон в том числе не позволял производить ввоз и вывоз соленой рыбы на иностранных судах и наказывал иностранные суда, перевозящие рыбу и товары между английскими постами.

Мера наказания за нарушение государственного установления была определена в виде конфискации судна и его груза. При этом поощрялся захват таких кораблей, в том числе и со стороны морских пиратов, имеющих полномочия от английского государства. Корабли и грузы таких захваченных кораблей предоставлялся последним в качестве приза 

Оставьте ответ