По данным исследования, проведенного «AliExpress Россия» и Центром экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ), объем рынка по итогам 2021 года составит 300 млрд рублей, к 2023 году он может достигнуть 500–600 млрд руб, а при сохранении темпов роста к 2025 году — 1 трлн рублей.
В качестве основных каналов продаж останутся традиционная розница, экспресс-доставка, интернет-магазины, маркетплейсы и специализированные магазины (локальная доставка).
«Проникновение онлайн с 1% дойдёт до 10–15% в ближайшие 3–5 лет. Рынок будет сформирован вокруг 2–4 основных игроков с большим отрывом от остальных. Для сервисов будет важно совмещение экспресс-доставки основных высокооборотных SKU и широкого ассортимента на одной платформе», — отметил Иван Дидус, руководитель направления FMCG & Beauty в «AliExpress Россия».
Факторами, которые будут способствовать росту рынка в ближайшие годы, может стать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh и консолидация большей части оборота каждого из сегментов вокруг нескольких крупнейших игроков.
В будущем маркетплейсы будут конкурировать с интернет-магазинами и в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную логистику или интегрируя интегрируя других продавцов.
Среди главных трендов e-grocery эксперты выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тренды.
К краткосрочным относятся стирание границ между сегментами (выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров и применение голосовых технологий в шопинге.
В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке. В ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.