Retail Life!

Ритейлеры осваивают технологии распознавания лиц

Российские ритейлеры внедряют в свою работу технологии распознавания лиц

Фото: AP

За последние несколько лет в России и мире появилось множество стартапов, работающих с технологиями распознавания лиц. Перед Новым годом стало известно о тестировании ритейлерами X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др), «Дикси» («Дикси», «Виктория») и «ВкусВилл» технологии биометрической идентификации, которая позволяет распознавать лица покупателей, а затем использовать полученные данные для маркетинговых исследований, рекламы или для обеспечения безопасности.

Самые заметные среди технологий распознавания лиц — VisionLabs, AddReality, «Вокорд»,  «Центр речевых технологий» и NtechLaВ. Последний, кстати, выиграл соревнование в США по качеству и скорости распознавания изображения.

VisionLabs

Технологию компании VisionLabs выбрали X5 Retail Group и «ВкусВилл». «В ритейле распознавание лиц может применяться по нескольким направлениям. Ритейлеров интересует, во-первых, анализ аудитории магазинов, а, во-вторых, количество уникальных посетителей за определенный период времени», — рассказал основатель VisionLabs Александр Ханин.

Система используется для анализа состава аудитории и частоты посещения клиентом конкретного магазина. Сотрудники могут получать результаты онлайн в виде сообщений телеграм-бота или  постфактум для проведения анализа.

«Что важно, при этом не обрабатываются персональные данные клиентов, и на это есть юридическое заключение. Ритейлеру, банку, любому другому представителю сферы услуг не важно, как зовут клиента, когда у него день рождения и другие его личные данные. Ему нужно знать, что предложить клиенту здесь и сейчас. Общение полностью обезличенное, но при этом решается ряд задач ритейлера».

AddReality

Магазины «Дикси» предпочли разработки компании AddReality. Эта система распознает лица, пол и возраст покупателей. Уже в феврале 2018 года руководство примет решение о внедрении такой системы для более эффективного таргетирования рекламы, рассказал руководитель стратегических проектов дивизиона «Виктория» группы компаний «Дикси» Александр Бушмин.

Addreality – российский разработчик программного обеспечения в сфере Digital POS и клиентской аналитики. Основной продукт компании — платформа Addreality – используется в сетевых магазинах, предприятиях HoReCa, банках, учебных учреждениях и других организациях, где необходимо единое комплексное управление коммуникациями с посетителями и клиентами. Платформа позволяет управлять цифровыми системами самообслуживания, digital-витринами, вывесками и табло. Решение помогает настраивать, контролировать и анализировать рекламные кампании в любом количестве точек продаж, в том числе территориально-распределенных.

NtechLab

В ритейле распознавание лиц используется, чтобы мотивировать покупателей, говорит генеральный директор компании NtechLab Михаил Иванов. Если человека узнают на входе в магазин и видят его историю покупок, то сотрудники магазина лучше знают, что ему предложить, объясняет Иванов. Например, если он покупал в магазине электроники телевизор, сотрудник его узнает, обратится по имени и предложит приобрести новый пульт.

«У нас есть шесть основных эмоций и порядка 50 вспомогательных, – уточняет Александр Кабаков, сооснователь NtechLab. – Алгоритм работает с определенной точностью, более 90%. В каких-то моментах он может ошибаться, но распознает эмоции намного точнее человека».
На Западе подобные технологии уже работают у нескольких ритейлеров, и они смогли заметно улучшить результаты своих рекламных кампаний, опираясь на реакцию потребителей.

 

Распознавание лиц в банках

Самое масштабное внедрение технологии распознавания лиц среди российских банков произошло у «Почта банка» (создан ВТБ и «Почтой России»). Сейчас 50 тыс. рабочих мест сотрудников банка оборудованы специальными камерами, которые умеют распознавать лицо.

Работники «Тинькофф» фотографируют клиента с помощью специального мобильного приложения, которое преобразует изображение в обезличенный код. Дальше система сравнивает код с базой данных. Это позволяет убедиться, что перед представителем именно тот человек, который подавал документы, и что он не мошенник, а также сократить время обработки заявки.

«Открытие» внедрило денежные переводы по фотографии с помощью технологии распознавания лиц. Для этого достаточно сфотографировать получателя в мобильном приложении или загрузить его фотографию – система сама найдет данные человека в базе, чтобы отправить ему деньги.

Сбербанк в июле установил в Москве тестовый банкомат, где для совершения операций со счетом нужно только сфотографироваться, а не прикладывать пластиковую карту, рассказал представитель банка. Эксперимент продлится до конца 2017 г., после чего банк решит, внедрять ли технологию дальше.

Распознавание в цифрах

1,5 млрд руб.
общая сумма кредитов, которую «Почта банк» не выдал мошенникам благодаря использованию технологии распознавания лиц
70% 
правонарушений (включая нарушения на дорогах) раскрывается с помощью систем видеонаблюдения в Москве
1 млрд фотографий из базы способен в режиме реального времени распознавать алгоритм российского стартапа NtechLab
117 млн человек – их фотографии есть в полицейской базе распознавания лиц США, это примерно половина взрослых американцев

Оставьте ответ