Retail Life

Продуктовый ритейл – вызовы времени

Ситуация на продовольственном рынке в 2019 году остается по-прежнему непростой, что отчасти связано с чрезмерным регуляторным воздействием со стороны госструктур и влиянием на бизнес законодательных инициатив. Отчасти это касается последствий отмены возврата ритейлерами продукции поставщикам и повышением НДС на 2%. Ситуация усугубляется и тем, что наряду с растущими издержками торговых сетей на рынке уже не первый год наблюдается снижение уровня потребительского спроса и падение реально располагаемых доходов населения.

 На пути к консолидации

Одним из вопросов, осложняющих консолидацию рынка, остается неравномерное распределение игроков в сегменте продуктового ритейла. По словам председателя президиума АКОРТ Сергея Белякова, по итогам 2017 года на долю 200 крупнейших торговых сетей приходилось 57% всего рынка. В то же время совокупная доля семи лидеров сегмента food составила 27%, причем отрыв первых двух из них более чем значителен. Зачатую сегодня крупные ритейлеры концентрируют внимание на внедрениях инноваций, диджитализации бизнеса, развитии омникальности и сотрудничестве с маркетплейсами. Большинство же игроков особенно в регионах не могут себе позволить инвестиций в автоматизацию процессов, построение логистики и т. п. В результате они изначально находятся в роли аутсайдеров в конкурентной борьбе.

По мнению сооснователя, члена правления и директора по развитию сети «Хороший выбор» Сергея Леонова, разрыв между коммерческими условиями компаний из ТОП-2 (X5 Retail Group, «Магнит») и другими игроками с каждым годом только растет. Небольшим сетям крайне непросто оставаться конкурентными и им приходится снижать цены, понижая рентабельность бизнеса вплоть до банкротства. «В последнее время ситуация на рынке ощутимо меняется и есть предпосылки для его консолидации. Этому будет способствовать рост числа банкротств среди слабых игроков, а также поглощение ряда региональных сетей крупными ритейлерами. Сегодня лидеры рынка активно развиваются в регионах, добиваясь крайне выгодных условий сотрудничества у производителей. Поэтому еще одним фактором консолидации для местных игроков стало слияние. В результате ритейлеры, не располагающие достаточными средствами для модернизации и ребрендинга, получают возможность объединяться в региональные сети наподобие нашей. Это позволяет им снизить издержки и получить все шансы для конкуренции с федеральными игроками», — отметил Сергей Леонов. Сегодня франчайзинговая сеть «Хороший выбор» объединяет 724 магазина 11 сетевых франчайзи, работающих в разных регионах и выплачивающих роялти в виде процента от товарооборота (0,1-0,6%). В компании планируют закончить год с выручкой в 305 млрд руб.

Своим путем

Некоторым игрокам в продуктовом ритейле удается эффективно развиваться, находить перспективные направления развития и новые точки роста. Например, это в полной мере касается сети «ВкусВилл», где открывают микромаркеты здорового питания.  самообслуживания, устанавливают собственные вендинговые автоматы в ВУЗах и на станциях МЦК, а также предлагают площади под корнеры фермерскому кооперативу LavkaLavka.

Компании удается активно развиваться, избегая конкуренции в том числе и за счет того, что в магазинах более 90% ассортимента приходится на продукты СТМ и поэтому есть возможность гибкого управления ассортиментом. «У нас самыми динамично растущими категориями являются готовые блюда (кулинария), овощи и фрукты и нет позиций, отсутствие которых на полках привело бы к оттоку покупателей. Стоит отметить и то, что мы никогда не практиковали возвраты нереализованных позиций поставщикам, хотя 85% у нас составляет скоропортящаяся продукция. Поэтому новые условия о запрете возврата продуктов не отразились никак на работе компании. Чего не скажешь про повышение НДС», — сообщил управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл» Евгений Римский. При этом в течение нескольких лет поставщики успешно развивались вместе с сетью и расширение ассортимента и объемов закупок позволяло им поддерживать комфортные для сети закупочные цены. Однако, по словам эксперта, с переходом на 20% НДС многие партнеры сети заявили о желании пересмотреть условия сотрудничества, поскольку прежние цены перестали покрывать рост их издержек.

Тем не менее сеть сохраняет политику введения в ассортимент большого количества новинок, хотя и вводит некоторые ограничения. «Если еще пару лет назад мы ежемесячно вводили до сотни новинок, то сейчас количество таких товаров сократили до 40 позиций в месяц. С целью оперативного отбора новых продуктов мы предоставили делать выбор покупателям, а не продакт-менеджерам», — добавил Евгений Римский. В итоге в 20 магазинах «ВкусВилл» сейчас есть экспериментальные полки, на которые выставляются 20 новинок напрямую от поставщиков. Покупатели решают, стоит ли добавлять те или иные продукты в постоянный ассортимент магазина. И уже исходя из этого в сети принимают решение – закупать ли у поставщиков и в каком объеме новую продукцию.

 

Оставьте ответ